Акциз замедленного действия

Министерство финансов подготовило законопроект о повышении акцизов с 1 апреля 2016 года.

Ставку акциза на бензин предлагается поднять с 7530 до 10130 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 4150 до 5290 рублей за тонну. Для розничного рынка это означает дополнительные сборы в размере 2 рублей с литра бензина и 1 рубля с литра дизельного топлива. Доходы бюджета при этом возрастут примерно на 120 млрд рублей в год. Если поправки в Налоговый кодекс будут приняты к запланированному сроку, то уже в текущем году бюджет получит 89,3 млрд рублей.

фото: Наталия Губернаторова

Прямая связь акцизов с розничными ценами не вызывает сомнений. «Акциз — этот тот налог, который непосредственно влияет на стоимость топлива. Соответственно увеличение акцизов повлияет на увеличение цен на топливо», — считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолий Голомолзин. «Нужно говорить о дифференцированном налогообложении по НДПИ, можно обсуждать более плавное изменение акцизов с учётом прогноза последствий. Правильно, когда цены меняются темпами, близкими к темпам инфляции. Тогда это не становится чрезмерной нагрузкой для экономики, экономика развивается, объёмы потребления растут и мы получаем дополнительные доходы».

Даже без учёта новой инициативы Минфина, топливные акцизы сейчас растут намного быстрее инфляции. С 1 января 2016 года ставка акциза на бензин класса 5 поднялась на 36,1%, бензин класса 4 — на 43,8%, дизельное топливо — на 20,3%. Как сильно это скажется на ценах? Сторонники усиления налоговой нагрузки на производство топлива приводят в качестве аргумента в пользу своей позиции пробки на московских дорогах — никто пока автомобили на прикол не ставит, а значит новые ценники на АЗС не пугают потребителей.

Возможно, владельцы московских легковушек смогут осилить новые цены, хотя и это пока неясно, но что скажут другие группы потребителей? Влияние январского повышения акцизов только предстоит оценить. Сейчас на топливном рынке «низкий сезон», нефтебазы распродают прошлогодние запасы. В полной мере оценить влияние новых акцизов можно будет после того, как продажу поступят новые партии бензина и дизельного топлива.

Произойдёт это к самому началу весенних полевых работ, когда потребление ГСМ резко возрастает. Ждать осталось совсем недолго — в Краснодарском крае и на Ставрополье посевная стартует уже через две недели, через месяц заработает сельхозтехника в центральных регионах страны. Апрельское повышение акцизов, если оно состоится,  вызовет рост цен на бензин и дизельное топливо как раз к периоду уборки урожая.

Российские аграрии, как правило, живут не очень богато — из-за природных условий большая часть посевных площадей относится к так называемой зоне рискованного земледелия. Дополнительные риски, вызванные скачками цен на нефтепродукты в периоды пикового спроса, могут поставить сельхозпроизводителей в тяжелое положение. А ведь это важнейшая отрасль, на которую так рассчитывает страна в период санкций!

Топливо также является важнейшей статьёй расходов в секторе грузоперевозок. Ещё не полностью стихли протесты водителей большегрузных фур против ввода системы «Платон», как по их бизнесу может быть нанесён новый удар. Дальнобойщикам вообще не везёт в этом году. Переговоры с Польшей о транзитном перемещении грузов до сих пор не увенчались успехом, возникли сложности с движением по территории Украины. Транспортные компании вынуждены использовать альтернативные маршруты, которые обходятся намного дороже. Рост цен на солярку может подтолкнуть дальнобойщиков к новой волне протестов.

Последствия повышения топливных акцизов вызывают беспокойство у региональных властей. «Считать прибыль можно в виде цифр. Но надо всегда рассматривать то, а какие будут последствия. В первую очередь это увеличение почувствует население. Мы увеличим нагрузку на транспортировку продуктов и все это потом мы ощутим на своем кошельке, когда будем расплачиваться в магазинах», — считает председатель комитета по экономической политики и природопользования Тюменской областной Думы Инна Лосева.

Чиновники из Минфина и Минэкономразвития много говорят о необходимости поддержки экономики России и проведении структурных реформ. Повышение налоговой нагрузки — это, безусловно, не те изменения, которые могли бы быстро стимулировать экономический рост. Пока решение о пересмотре топливных акцизов ещё не принято, есть время для того, чтобы внимательно проанализировать возможные негативные последствия этого шага и по возможности избежать их.

Автор: Антон Коваленко

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением