Из огня войны — в огонь пожаров

Судьбы ветеранов — пример для молодых спасателей

Несмотря на то что МЧС — довольно молодая структура, есть у нее свои ветераны. Сегодня в сводки новостей попадают пожарные, психологи, летчики, водолазы… О них снимают фильмы, им посвящают песни. И, наверное, несправедливо современность обходит стороной тех, кто занимался точно тем же, но задолго до возникновения министерства в его нынешнем виде.

«МК» решил восполнить пробел и рассказать о трех ветеранах-фронтовиках, посвятивших свои жизни спасению людей: Александре Ивановиче Косухине, Николае Михайловиче Коновалове и Анатолии Климентьевиче Бублике.


фото: mchs.gov.ru

Вся жизнь как на войне: то фашисты, то огонь

Чем дальше уходят годы войны, тем больше ветеранам хочется успеть все о ней рассказать. Казалось бы, парадокс: сколько пережито было ими, но они вновь и вновь проходят мысленно по дорогам войны, километр за километром.

Николай Михайлович Коновалов до войны жил в деревне. Одним из самых ярких воспоминаний стало пальто, которое на вырост, года на четыре, ему купили отец с матерью. Он вспоминает, как радовался обновке, демонстрировал ее младшему брату — следующему претенденту на «богатое наследство».

Родители детей особо не опекали. Ранняя самостоятельность пришла по простой причине: Николай Михайлович был старшим сыном. Отец работал, как говорится, от зари до зари. А вся работа по дому и огромному хозяйству была на старшем сыне. Поэтому трудиться, быть ответственным и самостоятельно принимать решения учился с детства.

Встретил войну Николай Михайлович 16-летним мальчишкой, только что окончившим московское ремесленное училище. Он хорошо помнит теплый, солнечный день 22 июня 1941 года: для выпускников ремесленного училища на стадионе «Локомотив» был организован спортивный праздник. Однако все в одночасье закончилось.

— Москва как-то за один день помрачнела. Будто все ее жители надели солдатские шинели. Везде военные, заплаканные лица женщин. Первые военные дни были очень горькие, — вспоминает ветеран.

Впереди у Коновалова Николая Михайловича, как и у всей страны, были тяжелые военные годы и испытания.

Сначала он работал на заводе имени Буденного, который был позже эвакуирован на Урал. А в 1943 году, когда ему исполнилось 18 лет, ушел на фронт. Боевой путь начал командиром взвода в отделении связи, служил на бронепоезде. Был несколько раз ранен. Победу встретил в Венгрии. Но война в мае 1945 года для Николая Михайловича Коновалова не закончилась — воинская судьба распорядилась иначе. Продолжил службу на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. Дошел до Харбина.

Вернувшись в родную Москву, начал искать такую работу, где сотрудникам предоставляли общежитие. Так совершенно случайно Николай Михайлович оказался в пожарной охране столицы. Служил в пожарной части №43. Прошел путь от рядового до начальника караула, потом работал начальником пожарной части №15 и №46.

— Вот так сложилась моя жизнь. Все время как на войне! Сначала сражался с фашистами, а в мирное время — с огнем, — говорит ветеран. Я всегда слышал сердцем приказ Родины!

— А что это значит? Как это — слышать сердцем приказ Родины?

— Это значит — быстро, не ожидая распоряжений, брать на себя ответственность в принятии решения и выполнять его.

Сердцем слышать приказ Родины… В этих словах весь Коновалов Николай Михайлович. В них линия всей его жизни…

Тот самый Шарапов

Вспоминая первые дни войны, Александр Иванович Косухин рассказывает, как столица готовилась к обороне:

— В планах у гитлеровцев Москва занимала особое место, поскольку те считали, что с захватом столицы Советский Союз сложит оружие. В первые месяцы войны фашисты близко подошли к Москве. Город охватили пожары, вызванные падающими фугасными бомбами. Люди дежурили на крышах домов. Я и сам очень часто ночью нес эту вахту. Город, держа самооборону, погрузился в темноту. В этом мраке начался разгул бандитизма и мародерства. Для милиции это было тяжелое время.


фото: mchs.gov.ru

Фильм «Место встречи изменить нельзя» ярко и правдиво отразил дух того времени. На вопрос, кто ближе из героев фильма Станислава Говорухина Александру Косухину, он ответил:

— Шарапов. Он более гуманный. Хотя Жеглов — большой профессионал.

В 1961 году Александр Иванович ушел работать в пожарную охрану города Москвы (раньше она входила в систему МВД) начальником отдела кадров. Многие сегодняшние ветераны московского гарнизона пожарной охраны, как говорится, прошли «через его руки». Он хорошо понимал, что в системе пожарной охраны столицы каждый должен работать по назначению и на полную мощность. Многие знаменитые впоследствии московские «тушилы» того времени в кабинете Косухина на белом листе бумаге писали заявление о приеме на работу. Так начиналась их героическая судьба.

Сегодня Александру Ивановичу 96 лет. Несмотря на свой почтенный возраст, он продолжает активно жить, интересоваться всем, что происходит в Московском гарнизоне МЧС.

Один из старейших

— Годы, годы… текут они, как воды Москвы-реки, — говорит Бублик Анатолий Климентьевич.

Впрочем, не стирает время память о тех военных событиях в сердце старого солдата, несмотря на то что он перешагнул вековой юбилей. Такие люди уникальны и всегда вызывают уважение и огромный человеческий интерес. Ведь жизнь длиной в сто лет — это целая эпоха.


фото: mchs.gov.ru

Анатолий Климентьевич Бублик — один из старейших жителей нашего города. В этом году ему исполнилось 100 лет. Он — ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, прожил долгую и насыщенную жизнь, в которой было все: и радость, и печаль.

Когда он родился, шла Первая мировая война — один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. В эту войну было втянуто 38 государств. Царская Россия переживала тяжелые времена. Под ружье было поставлено практически все трудоспособное мужское население России. Каким образом отец нашего героя, Климентий Бублик, избежал участи всеобщей мобилизации, никто уже теперь не расскажет.

Известно, что семья Бублик жила в селе Запрудное, Ракитянского района Киевской области, занималась хозяйством, растила детей. Климентий и Марфа Бублик, как и все крестьянские семьи того времени, жили очень бедно. Все, чем владели родители Анатолия Климентьевича, — это небольшая полуземлянка, с двумя крохотными окошками и большой печкой.

В то время крестьянские семьи были большие, считалось, что детей должно быть столько, сколько Бог пошлет. В семье Бублик было 12 детей, каждый из которых воспринимался как потенциальный помощник в трудах. Поэтому, как только Анатолию исполнилось 17 лет, он отправился на заработки в город. Работать, пусть даже водовозом, считалось очень престижно.

Самое яркое воспоминание того времени — купленные на первую зарплату сапоги с высокими голенищами. До сих пор он с улыбкой вспоминает, как блестели они на солнце.

В 1936 году Анатолия Климентьевича призвали в Красную армию. После срочной службы он остался в армии, учился в артиллерийском училище.

Великую Отечественную войну он встретил на Северо-Западном фронте в должности старшего офицера батареи. И началась длинная и тяжелая дорога войны: Сталинградский фронт, где он командовал батареей, тяжелое ранение в грудь, госпиталь и снова ранение. И везде: боль, страдания, смерть.

— Война учинила всем жестокий экзамен, требуя от всех ее участников быть мужественными, смелыми и твердыми, — рассказывает ветеран.

После госпиталя он был направлен на должность командира батареи в сформированное на территории СССР Войско польское. В 1945 году в должности командира артиллерийского дивизиона принимал участие в битве за Берлин, штурмовал Зееловские высоты.

После войны Анатолий Климентьевич не сразу вернулся на родину, а продолжил обучение специалистов Войска польского. Только в декабре 1947 года был направлен в Уральский военный округ.

В октябре 1949 года он начал службу в пожарной охране города Москвы. Служил инспектором по профилактике, заместителем начальника караула роты 5114 (в/ч 5114 — по охране ВДНХ).

После увольнения с 1967 года по 2003 год Анатолий Климентьевич 36 лет проработал инспектором гражданской обороны Краснопресненского района города Москвы. И здесь он был на страже безопасности города и его жителей, как все эти годы.

Менялся мир, появлялись новые угрозы для человечества. Но он хорошо помнил крылатую фразу: «Хочешь мира — готовься к войне!» А мир стране гарантирует только ее надежная оборона и защита населения, мощные вооруженные силы, которые отбивают у возможных агрессоров всякую охоту к нападению. Поэтому значимость своей работы в Гражданской обороне он хорошо понимал.

***

Несмотря на почтенный возраст, все ветераны сохранили бодрость духа, крепкую память о прожитых годах и событиях и ведут активную работу на ниве патриотического воспитания молодежи, интересуются работой столичных пожарных и спасателей.

А на мой вопрос: «Что нужно делать, чтобы жить активно и ярко и в таком почтенном возрасте?» — ветераны ответили: «Любить, помогать людям и отдавать свою жизнь любимому делу».

Говорят, тот, кто однажды прошел дорогами войны, — надежный человек. Глядя на них, не можешь в это не верить. Мои собеседники, ветераны войны, и в мирное время своей работой не раз утверждали звание достойного, добросовестного офицера, на которого можно положиться. Хлебнув военного горя, они сохранили в себе человечность, верность присяге и любовь к родине.

Время неумолимо. Оно движется и не подчиняется человеческим законам. Сменяется одно поколение другим, но одно остается неизменным — это наша память, где вопреки всем законам продолжают жить погибшие товарищи, а даты, события далекого прошлого до сих пор остаются значимыми вехами нашей истории, трагическими и победными. Пока помним прошлое — у нас есть будущее. А значит, мы живем.

Автор: Елена Епур
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением