Анархия на двух колесах: эксперты предложили изменить ПДД для велосипедистов

Пока в России они ездят кто в лес, кто по дрова, кто по тротуару.

Москва — город тесный, и тут все недовольны друг другом. Автомобилистам мешают пешеходы и другие автомобилисты, пешеходы стонут от засилья машин, захвативших все жизненное пространство, да и свой брат-пешеход иной раз раздражает изрядно. А недавно на улицах столицы появилась новые силы — стремительные, и главное — всегда неожиданные, велосипедисты.

Велодвижение активно развивают. Ему покровительствуют. Более того — никаких особых требований к велосипедистам не предъявляют — мол, катайтесь, на здоровье, улучшайте экологию. И при этом мало кто помнит, что о велосипедистах говорится в Правилах дорожного движения, и мало кто видит, что этим правилам они частенько не следуют. Более того, о своих обязанностях часто не осведомлены сами велосипедисты. О том, какими нормами регулируется их взаимоотношения с другими участниками уличного движения, разбиралась корреспондент «МК».


фото: Геннадий Черкасов

Велосипедистов на улицах Москвы действительно стало больше. То мимо пронесется, то в спину позвонит. Появляются они тихо и неожиданно. А иной раз едет навстречу — и начинаешь метаться перед ним из стороны в сторону, не знаешь, куда же он направит руль. Опытный-то велосипедист тебя объедет, а вот с начинающим есть все шансы рухнуть в обнимку.

Но нормы для велосипедистов с недавних пор, отвечая требованиям времени, вписаны в Правила дорожного движения. Ознакомиться с ними настоятельно рекомендуют не только представители ГИБДД, но и участники велодвижения со стажем. В них велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель с номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

Остановимся на типичных нарушениях, которыми грешат владельцы двухколесного транспорта.

Итак, это все же «транспортное средство», водитель которого, однако, спешиваясь, переходит в разряд пешеходов. Вся беда в том, что спешиваться велосипедисты не очень любят. Каждый, наверное, наблюдал, как лихие парни легко преодолевают зебру и вскакивают на тротуар. А ведь «транспортное средство», как известно, не имеет права передвигаться по зебре пешеходного перехода вместе с пешеходами. При этом велосипедная общественность готова отстаивать свое право переезжать улицы по зебре вместе с пешеходами и требует внести в ПДД соответствующие поправки.

— Правил для велосипедистов много, но беда в том, что многие из них противоречат самой идее развития велодвижения, — говорит куратор проекта «Let’s bike it!» Владимир Кумов. — В Москве много переходов, и постоянно слезать с велосипеда и садиться на него — это очень неудобно и отнимает много сил и времени. Вот иметь передний и задний фонари — это надо обязательно.

Мы даже провели ночной велопарад, чтобы призвать велосипедистов обязательно пользоваться ими. Большинство членов нашего сообщества с правилами все-таки знакомо, но далеко не все стремятся их соблюдать. Например, все, кого я знаю, переезжают Театральный проезд напротив Большого театра поверху. Потому что там спускаться в подземный переход трудно и неудобно.

В случае с пешеходным переходом владельцы байков опасны не столько для переходящих дорогу пешеходов, сколько для самих себя — на нерегулируемом перекрестке наши автомобилисты ярко одетых, медленно идущих пешеходов не всегда замечают (ну или не хотят замечать), что же говорить о велосипедисте, влетающем на переход со скоростью 30–40 км в час.

Еще одно правило, которое велосипедисты нарушают с охотой, — это запрет на поворот налево или разворот на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Читаем правила дальше. В 2014 году в разделе 24 ПДД появилось сразу 6 пунктов, посвященных велосипедистам. В них говорится, в частности:

«Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

2. По правому краю проезжей части.

3. По обочине.

4. По тротуару или пешеходной дорожке».

Соответственно, каждый последующий вариант возможно использовать, если предыдущий недоступен. Вот прямо сейчас под окнами нашей редакции проскочили двое — один по проезжей части, а один лавировал между пешеходами на дорожке. Прямо скажем, учитывая скорость машин, несущихся по улице 1905 года вслед за первым ездоком, наблюдать за ним было жутковато. Второй передвигался медленнее, его езда требовала прямо-таки шахматного ума. Разумеется, никаких велодорожек на улице 1905 года нет.

— С ездой по велодорожкам возникают определенные проблемы, хотя бы потому, что велодорожек просто не хватает, — говорит Кумов. — По Бульварному кольцу сделали велополосу, и по правилам мы должны ехать по ней. Но зачастую безопаснее ехать не по велополосе, потому что рядом паркуются машины.


фото: Геннадий Черкасов

Если водитель еще как-то смотрит, когда открывает дверь, то пассажиры, не задумываясь, открывают дверь прямо на эту полосу. А кувырок через открытую дверь автомобиля чреват серьезными травмами. Плюс на этой полосе стоят полицейские машины, мусорные баки…

О езде по правому краю проезжей части. В правилах есть оговорка, что если невозможно ехать по проезжей части, то можно ехать по тротуару. Что значит «невозможно» — нигде не уточняется. Возьмем, например, Садовое кольцо, где средняя скорость автомобиля 80 км/час. Возможно ли ехать велосипедисту рядом с потоком машин, идущих с такой скоростью?

Напомним, что даже столкновение по касательной с машиной, едущей с такой скоростью, на 90% гарантирует летальный исход. К тому же угол зрения у водителя при такой скорости гораздо меньше, чем у водителя, передвигающегося медленнее. Велосипедная общественность тут готова объединиться с пешеходной и выступить единым фронтом за снижение разрешенной скорости в центре города. Вот, например, в Нью-Йорке и Буэнос-Айресе предельная скорость 60 км в час, а на некоторых улицах она снижена до 40 — и никакого допустимого превышения в 20 км в час.

Возвращаемся к правилам. Велосипедистам в возрасте с 7 до 14 лет выезжать на проезжую часть запрещено. Их удел — велодорожки и тротуары. А единственные велосипедисты, которым безраздельно принадлежат наши тротуары, — это малышня в возрасте до семи лет. Тут блюстителями ПДД выступают мамочки, периодически орущие благим матом «Стой!!! Впереди дорога!!!!» — и никакой испуганный пешеход, естественно, не осудит их за нарушение своего душевного равновесия.

В разделе 24 не упоминается о езде на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения, но поскольку велосипед определен в ПДД как «транспортное средство», то все ограничения относятся и к нему. Вот устроители велопарадов очень настаивают на соблюдении этого правила.

Теперь о штрафах. КоАП гласит: «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения… влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

За нарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, полагается штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. Если велосипедист останется жив, конечно.

Пешеходы тоже любители понарушать эти самые велосипедные правила. Как только где-то вдоль автострады появляется велодорожка, «безлошадные» начинают воспринимать ее как дополнительную пешеходную зону. А о дорожках в парках и говорить нечего. Разметку и знаки там пешеходы не видят в упор.


фото: Геннадий Черкасов

Тут видится два очевидных вывода. С одной стороны, велосипедистам неплохо бы правила выучить. А с другой — сами ПДД в отношении велосипедов требуют улучшения и дополнения.

В заключение хочется вспомнить одну простую истину — управляют велосипедом все те же самые москвичи, которые периодически пересаживаются на автомобили или становятся пешеходами. Ну а как соблюдают ПДД наши автомобилисты, мы все и так знаем. Тому, что творится у нас на дорогах, можно посвятить эпос, не менее кровавый, чем «Игра престолов». На положение на наших траурах, дорогах, обочинах и велодорожках влияют не величина штрафов и строгость правил, а готовность горожан эти самые правила соблюдать, хотя бы из соображений собственной безопасности.

В странах Северной и Западной Европы велосипед является одним из самых популярных видов передвижения. Большая часть правил для велосипедистов там определяется Венской конвенцией о дорожном движении, некоторые из них перечислены на сайте Европейской комиссии.

Во-первых, в странах ЕС велосипедисты обязаны использовать велосипедные и спортивные дорожки. Пользоваться пешеходной частью можно, только если велосипедист просто катит своего «двухколесного друга». Во-вторых, велосипед должен иметь работающий тормоз, звонок, слышимый на достаточном расстоянии, и быть оборудован светоотражающим устройством на задней панели. Германия и Нидерланды имеют в законодательстве дополнительные пункты, которые касаются видимости велосипедистов.

В-третьих, Венская конвенция запрещает перевозить на велосипеде такие грузы, которые будут мешать движению или создавать какую-либо опасность.

Также запрещена перевозка других пассажиров, однако здесь есть исключения. В некоторых странах транспортировка другого человека допускается, если его возраст не превышает определенной отметки — например 14 лет во Франции.

В-четвертых, в некоторых странах Европы в последние годы обязательным стал шлем. В Швеции велосипедные шлемы необходимы для детей в возрасте до 15 лет. Эта же возрастная группа должна надевать шлем в Словении и Чешской Республике. А вот в Испании велосипедисты должны носить шлем за пределами города.

У некоторых велосипедистов в Европе есть отдельные водительские права. Например в Германии: на них граждане ФРГ сдают еще в школе, где изучают основные принципы дорожного движения. В некоторых случаях не помешает иметь паспорт.

Некоторые национальные законодательства Европы предусматривают, что велосипедисты могут ездить только после определенного возраста. Житель Швейцарии должен достичь совершеннолетия, чтобы ездить на велосипеде. В Дании детям в возрасте до 6 лет запрещено пользоваться велосипедом, если их не сопровождает человек, которому исполнилось как минимум 15 лет. В Германии возраст, с которого можно браться за руль велосипеда, составляет 8 лет.

Если говорить о штрафах, то за нарушения ПДД велосипедисты могут быть подвергнуты таким же мерам наказания, как и обычные водители. Отдельного внимания здесь заслуживает Германия. Там, если немоторизированный участник дорожного движения совершил нарушение и у него имеются водительские права, то он рискует, что на его лицевой штрафной счет в специальной общефедеральной картотеке будут занесены пункты за эти нарушения. Если водитель наберет много пунктов, то человека могут лишить водительских прав.

В США велосипедисты считаются полноправными участниками дорожного движения, хотя в каждом штате свои правила. В некоторых штатах мотоциклы и велосипеды могут проезжать между машинами в пробках, а где-то это официально считается недопустимым. В некоторых местах велосипедистам позволено больше, чем в других.

Еду на машине: все пешеходы — козлы. Иду пешком: все водилы — козлы.

Еду на велосипеде — вообще все козлы!

Автор: Игорь Субботин

Заголовок в газете: Анархия на двух колесах

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26874 от 1 августа 2015

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением