Склады боеприпасов в селе Колбасна, охрану которых фактически запретил Порошенко — самые крупные в Европе.
Киеву, похоже, мало десятков тысяч человеческих жертв в бессмысленной гражданской войне на Донбассе. Киев открывает «второй фронт». Президент Порошенко подписал закон о разрыве договора с Россией о транзите военных в Приднестровье. Чем же может быть чревата эта блокада и новый приднестровский конфликт?
За этот закон Верховная рада проголосовала еще 21 мая, но Порошенко мог воспользоваться своим конституционным правом и остановить сползание страны в пучину еще одного конфликта. Не воспользовался. Более того, Порошенко заявил, что Украина поможет Молдавии восстановить свою территориальную целостность: «Вы знаете, в чем ключевое отличие Приднестровья от Донецка? Оно не имеет общей границы с РФ. Там будет легче навести порядок».
Фото: facebook.com/petroporoshenko
Соглашение между правительствами РФ и Украины о транзите через украинскую территорию российских военных, временно находящихся на территории Молдавии, было подписано в 1995 году.
Его заключение было вызвано необходимостью проводить ротацию как российских миротворцев в зоне приднестровского конфликта, так и военных, охраняющих склады боеприпасов и вооружения в селе Колбасна Рыбницкого района.
Эти склады были созданы еще в 1940-х годах и являются крупнейшими в Европе. В настоящее время на складе хранится более 20 тысяч тонн боеприпасов: снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны. Из них более половины — с истекшим сроком годности. По оценкам специалистов, взрыв этих боеприпасов может быть сравним со взрывом ядерной бомбы мощностью 10 килотонн (аналогичной той, которая была сброшена на Хиросиму). Причем он затронет не только Приднестровье и Молдову, но и Украину, граница с которой всего в 4 километрах от села Колбасна.
Что же касается российских миротворцев, то они были введены в зону конфликта по соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье, подписанному 21 июля 1992 года президентами РФ и Молдавии. Соглашение предусматривало трехсторонний формат миротворческих сил: в их состав входят российские, приднестровские и молдавские подразделения. Украинские военные тоже присутствуют: в качестве наблюдателей.
В настоящее время поиск путей политического урегулирования приднестровского конфликта происходит в формате 5+2, в котором Украина наряду с Россией выступает в качестве гаранта мира на Днестре. В этом формате Приднестровье и Молдова являются сторонами конфликта, ОБСЕ — посредником, ЕС и США — наблюдателями.
Демарш Киева ставит под сомнение его способность и впредь выполнять роль гаранта приднестровского урегулирования, потому что такая роль предполагает готовность выполнять все заключенные ранее соглашения, в том числе и касающиеся миротворцев. Неясным становится статус и положение 10 украинских военных наблюдателей, несущих службу в миротворческом контингенте. Ведь Украина де-факто отказывается от участия в миротворческом процессе.
Впрочем, Порошенко, который уже отправил на убой в Донбасс десятки тысяч своих военных, на судьбу каких-то десяти офицеров, видимо, глубоко наплевать. В любом случае статус этих украинских офицеров следует прояснить, а в случае отсутствия внятного ответа из Киева — отправить их восвояси.
Действия Киева по разрушению миротворческого формата в Приднестровье удивительно напоминают аналогичные действия Саакашвили в 2008 году в Южной Осетии. Там тоже в час икс грузинские «миротворцы» чудесным образом превратились в передовой отряд атакующей армии. Собственно, сам Порошенко предельно откровенен, своих целей он даже и не скрывает. При этом Украине непосредственно воевать в Приднестровье даже необязательно: все будет сделано армией Молдовы, а точнее, иностранными ЧВК и румынскими военными, которые выступят под молдавским флагом. Роль Украины будет состоять в том, чтобы заблокировать возможный ответ со стороны российской армии.
Какой будет реакция Москвы, предугадать сложно. Однако по всем международным нормам она уже имеет вполне легитимное право на военный ответ. В современном международном праве любая блокада рассматривается как акт агрессии. В том числе и «мирная блокада». Сам этот термин вообще определяется, как «особая форма военных действий». Поэтому блокада российских военных в Приднестровье вполне может рассматриваться как акт войны. Со всеми вытекающими последствиями, вплоть до отказа РФ от гарантий территориальной целостности Украины, данных в Минске.
— Приднестровье в состоянии само себя достаточно хорошо защитить, но помощь со стороны России, безусловно, будет оказана, хотя сложно сказать, в какой форме. Например, мы можем признать Приднестровье и начать поставлять туда наше вооружение. США всегда были против Минских соглашений, так как хотели увидеть российско-украинскую войну, теперь они могут втянуть нас в войну не только против Украины, но и против Молдовы. Тем не менее ни для одной из региональных держав это невыгодно, и я уверен, что Россия сейчас использует все возможные каналы, чтобы предотвратить этот сценарий.
— В ситуации, которая сложилась между Россией и Украиной, довольно странно ожидать от Киева содействия российским военным. В результате мы можем получить осложнение ситуации в Приднестровье — и Украина не будет этим сильно расстроена, так как для нас это составит очень большую головную боль, а ей даст повод заявить о новой российской агрессии. Приднестровье отрезано от России, и что делать в этой ситуации — непонятно, учитывая, что мы несем за него политическую и моральную ответственность. На фоне ужесточившейся позиции Молдавии и Румынии без создания очень серьезного нового кризиса мы не сможем помочь Тирасполю. Чтобы избежать нового конфликта, Россия может начать серьезные закулисные переговоры с Европой, прежде всего с Германией, чтобы четко объяснить — если там начнется война, то Россия не сможет стоять в стороне. Может быть, в Европе этого кто-то не понимает и считает, что таким образом можно надавить на Москву…
— С одной стороны, Молдова по надуманным причинам начала неофициально запрещать въезд российским военным, которые выезжают из Приднестровья к своим родственникам, а потом возвращаются. С другой — Киев запретил их транзит в Приднестровье через свою территорию. К тому же губернатором Одесской области сделали Михаила Саакашвили — и в Приднестровье это назначение все восприняли как подготовку к агрессии. Обращаться за разъяснениями к Украине бессмысленно, но Молдавия должна объяснить причину своих действий. Похоже, что это слаженная кампания по изоляции республики от наших солдат, а затем может последовать попытка военного вмешательства… Мы должны приложить все силы к тому, чтобы избежать эскалации приднестровского конфликта. Если же боевые действия не удастся предотвратить, то Россия должна рассмотреть все сценарии, в том числе признание Приднестровья.
Автор: Марина Перевозкина, Автор: Артур Аваков