Бывший глава МЧС Украины обвинил власти в бездействии и показухе
фото: AP
Как гласит народная пословица, беда не приходит одна. Огонь с горящей нефтебазы «БРСМ-Нафта» перекинулся на соседнюю нефтебазу KLO. Сегодня же стало известно о взрыве и пожаре на нефтебазе WOG в Ровенской области. Три похожих происшествия на разных объектах…
Первые тревожные сообщения попали в Сеть от наблюдательных водителей, следовавших в понедельник в направлении украинской столицы по автостраде Одесса-Киев в промежуток времени между 17 и 18 часами: «Что-то серьезное горит у Глевахи!». Название населенного пункта на Киевщине – имя нарицательное. В нем расположена огромная психбольница. По этой причине ответы френдов водителей носили преимущественно ироничный характер.
Вскоре, однако, стало не до шуток. По сообщению пресс-службы ГСЧС (бывшей МЧС), утрачена связь с тремя спасателями (что означает эта фраза, догадаться нетрудно…), еще пятеро доставлены в больницы. Мои коллеги, оказавшиеся в медстационарах с редакционным заданием, утверждают: огнеборцы получили ужасные ожоги.
Компания «БРСМ-Нафта» принадлежит гражданину Израиля Эдуарду Розенбергу. При прежнем президенте Викторе Януковиче этого человека знали как Эдуарда Ставицкого, министра энергетики и угольной промышленности. Менеджмент компании настаивает на «террористической версии»
Заказчиками преступления номинальные хозяева «БРСМ-Нафта» считают «политических противников» Януковича и «недобросовестных конкурентов» их главного босса.
«МК» в предыдущих публикациях на тему продолжающегося под Киевом пожара привел мнения российских специалистов в области пожаротушения. А еще выдвигал версию насчет налаженного в пострадавшей компании нелегального производства бензина..
Спустя считанные часы после появления этих материалов появились веские доказательства правоты экспертов. В частности, директор киевской консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн ссылается на проведенный им опрос специалистов. Все они уверены: причиной трагедии стало нелегальное производство на этой нефтебазе нефтепродуктов, в результате чего была нарушена технология. Пошла непредсказуемая химическая реакция и впоследствии это привело к возгоранию сначала четырех резервуаров, а затем и остальных тринадцати.
Более развернутый анализ работы спасателей в Васильковском районе дал в Facebook народный депутат Украины Виктор Балога.
«Пожар на нефтебазе — не рядовой случай, — считает Виктор Иванович, руководивший в нулевые годы МЧС Украины. — Но таких нефтебаз на территории Украины — десятки. Если мы не готовы ликвидировать пожар даже близ столицы, то я не хочу даже думать, что может быть, если такое, не дай Бог, повторится где-то на периферии.
Если по существу, то замечания следующие:
1. Нужно немедленно перестать вести людей на убой без специального снаряжения. По крайней мере — без теплоотражающих костюмов. Ведь именно из-за их отсутствия люди получили серьезные ожоги.
2. Нефтепродукты нужно тушить не водой, а пенногасящим веществом. Это — ключевая ошибка, которая не позволила локализовать пожар еще в начале.
3. С прилегающих территорий нужно срочно эвакуировать людей, а не разворачивать пресс-пойнты в нескольких сотнях метров от пожара.
4. Нужно запускать авиацию ГСЧС для того, чтобы охлаждать территорию вокруг пожара с целью недопущения распространения огня.
А главное — наконец сделать выводы об отношении к спасателям. Все это — и пожар в зоне отчуждения, и трагедия у Василькова — стали возможными только благодаря тому, что ГСЧС, как и МЧС, финансируется по остаточному принципу. Это произошло из-за того, что последние 2 года все руководители ГСЧС добивали эту службу, как хотели. Начали с того, что освободили от занимаемых должностей всех неудобных профессионалов и вернули в систему взяточников, которых я лично уволил. Продолжили добивать ГСЧС избирательной люстрацией и назначением советниками тех, кто под нее подпадает.
В селе Крячки Киевской области горит нефтяная база, ранения получили 4 человека, один из них скончался.
Цена такого менеджмента — жизнь простых спасателей. И я не знаю, что еще должно произойти, чтобы у власти изменилось отношение к этой службе.
Однозначно, все должны приложить усилия для помощи спасателям и всем, кто пострадал. То, что сейчас происходит — это должностное преступление и нагнетание паники. И за это нужно отвечать. Потому что для чего тогда у нас правительство, Министерство здравоохранения, миллионы государственных денег и армии чиновников? По моему убеждению, таких менеджеров за бездействие нужно немедленно отправлять прямо в СИЗО».
По Киеву, между тем, циркулируют слухи о возможных негативных последствиях, которые несет здоровью столь продолжительный пожар. Васильковская районная санитарно-эпидемиологическая станция провела замеры воздуха на токсичность. Угрозы загрязнения воздуха токсичными выбросами, как утверждается в распространенном СЭС сообщении — в пределах допустимого.
В Васильковской райгосадминистрации жителям территорий, находящихся в районе пожара, советуют по возможности оставаться дома при закрытых форточках, а при выходе на улицу надевать ватно-марлевые повязки.
В киевских аптеках в эти часы самым ходовым товаром тоже стали марлевые и «антигриппозные» маски.
Расстояние от Киева до Василькова – 39 км, непосредственно же от места пожара еще меньше.
«Сгорание такого количества нефтепродуктов – это угроза для здоровья людей, — говорит председатель Всеукраинской экологической лиги (ВЭЛ) Татьяна Тимочко. — Мы можем говорить о грандиозных выбросах сернистого ангидрида, оксидов серы и алюминия в результате происшествия. Это кислотные дожди, которые выпадут далеко за пределами этой территории. Мы всем, кто живет поблизости, советуем немедленно вывезти детей».
Автор: Олег Базак
Источник