Новое наводнение в Тулуне: людей попросили «окапываться самим»

Как в городе переживают повторение бедствия

Жители Иркутской области не успели оправиться после первого наводнения, как пришла вторая волна. В регионе снова введен режим ЧС. Затронуты новые территории. Зона подтопления увеличилась. Помимо многострадального Тулуна и окрестностей, вода добралась до Байкальска. Мы узнали у местной жительницы, как люди переживают новое бедствие.

navodnenie v tuluneфото: 38.mchs.gov.ru

Наша собеседница — жительница Тулуна Елена. Женщина с семьей проживает в пятиэтажке. Ее небольшая квартира оказалась подтоплена наполовину. Спасло то, что жилье располагалось на втором этаже.

Местные власти решили, что Елене повезло, новая квартира ей не положена, с ремонтом управится собственными силами. Спорить с чиновниками семья не стала. Нет времени — скоро зима. Пострадавшие закупались стройматериалами, отремонтировали одну комнату. На днях заехали в квартиру. И тут новое оповещение: «Срочная эвакуация». Елена с мужем и детьми снова собрали чемоданы и переехали в пункт временного размещения.

— Ровно месяц назад вода накрыла Тулун. А тут новая беда. В выходные стремительно началась очередная эвакуация, — говорит Елена. — Мы вложили свои деньги, чтобы отремонтировать хотя бы одну комнату. Теперь сидим и молимся, чтобы дожди не пошли, не затопило дом.

— Затапливает новые районы?

— Вода пришла и в ранее затопленные районы, и в соседние. Защитных барьеров, чтобы тормозить паводок, больше нет, дамба тоже не поможет, существует вероятность затопления всего города.

— Серьезно? Может затопить весь Тулун?

— Сейчас охват площади увеличился. Большую часть города уже подтопило. Люди опять на чемоданах. Веселое выдалось лето — туда-сюда катаемся.

— Пункты временного размещения переполнены, куда же селят новых пострадавших?

— Селить особо некуда. Часть «новичков» поместили на лыжную базу «Снежинка» — деревянное строение барачного типа с длинным коридором и двумя комнатками для хранения лыжного инвентаря. Помещение не отапливается. В летнее время оно не задействовано. В июле там должны были провести косметический ремонт, но теперь все планы порушены.

Часть людей разместили в общежитии, куда во время соревнований селят спортсменов. Здание рассчитано на 65 мест. В интернате и в детском саду живут люди, которые пострадали от первой волны наводнения, переезжать им некуда.

— Что сейчас делается, чтобы предотвратить новое наводнение?

— Военные, которые приехали на разбор завалов, последние двое суток занимаются тем, что возят грунт, камни, заделывают дыры в дамбе и поднимают ее выше. Работают около тысячи человек по две стороны дамбы.

— Вода прибывает быстро?

— В час на 10-12 сантиметров — это прилично. Не знаю, как так получается, но вода почему-то сильнее поступает в темное время суток. Нас предупредили — пик придется в ночь с 29 на 30 июля и с 30 на 31. Всех людей в зоне возможного подтопления вывезли в понедельник вечером. В срочном порядке эвакуировали из зоны предполагаемого бедствия беременных женщин, чей срок достиг 38 недель. Наш город разделен на две части, есть вероятность крушения моста, тогда беременные, проживающие на левобережной части Тулуна, не доберутся до больницы.

— О компенсациях за ранее уплывшие дома пока придется забыть? Вряд ли администрация станет с этим сейчас разбираться?

— Пока введем режим ЧС, приостановили выплаты. Всех сотрудников администрации бросили на укрепление дамбы и эвакуацию людей…

Мы трижды писали заявление не предмет утраты имущества. Наш акт сначала потеряли, потом долго искали, когда нашли — отправили в соцзащиту. Я рванула туда, началась новая волокита с документами.

Легче самим начать восстанавливать жилье, чем добиться выплат от государства. Складывается впечатление, что чиновники специально затягивают с выплатами, надеются, что народ устанет, махнет рукой, наберет кредитов, люди сами отремонтируют пристанище.

Ежедневно люди ходят в администрацию, проверяют списки — не появилась ли их фамилия на получение сертификата по утраченному жилью. Как правило, уходят ни с чем. Сейчас ввели новое правило — если у пострадавшего есть доля в квартире, например, родителей, то ему отказывают в получении жилья, отправляют всей семьей к родственниками.

— Деньги на капитальный ремонт не выделили?

— Тем людям, чей дом не уплыл, а устоял, но оказался в полуразрушенном состоянии, выдается некая сумма на ремонт. Положено 6 тысяч рублей на квадратный метр. Поврежденные дома по большей части у всех старые. Их метраж официально — не больше 30-40 «квадратов».

Так как жить в Сибири на тридцати квадратах невозможно, то народ возводил пристройки, которые не оформлялись. В итоге пострадавшая семья может рассчитывать получить на капремонт до 300 тысяч рублей. На эти деньги дом, затопленный под крышу, не отремонтируешь. Да и в магазинах все подорожало, начиная от простых досок, заканчивая современными материалами.

— После нового наводнения пострадавших прибавится…

— Конечно. С одними пострадавшими еще не разобрались, как поступит вторая партия. А до зимы месяц остался. В сентябре по ночам стукнут минусовые температуры. Когда люди поняли, что могут остаться без помощи, то в авральном режиме приступили сами к ремонту домов. Кто-то брал кредит, кто-то занимал деньги у родственников, кому-то помогали друзья. И когда на днях нам объявили об эвакуации, мои соседи начали срывать ОСП-листы, которые только успели постелить на пол. Все с собой погрузили и увезли.

— Какова причина нового наводнения?

— Говорят, из-за дождей. Четыре дня стеной шли ливни в регионе. Вода не уходит. Мало того, что город располагается в пойме реки, так еще на болотистой местности. Из-за дождей поднялись грунтовые воды. Сегодня во всех домах, которые расположены в районе болотистой местности, воды — по колено. Дальше станет больше. Воду пытались откачивать, не вышло.

Я вчера звонила на горячую линию, жаловалась, что вода из подвала пошла в дом. Попросила прислать рабочих откачать воду. Диспетчер ответила: «Заявка принята, но помощи вы не дождетесь. Тонет два района, у нас не хватает рабочих рук и техники, чтобы откачивать воду. Окапывайтесь сами, как можете». Вот люди уже вторые сутки вооружились лопатами и сами пытаются окопаться.

В Тулуне нет ливневой системы. Дождь прошел, а воде уходить некуда. Она стоит, пока сама не высохнет. Если подмоет железнодорожные пути, то мы окажемся отрезаны.

— Как обстоят дела с коммуникациями в городе?

— Ввели отграничения по свету и воде. Электричество дают строго по часам. В понедельник дали на 40 минут, чтобы люди успели собрать вещи и эвакуироваться из домов. Воду велели набрать, как можно больше.

— Гуманитарной помощи хватает?

— Она поступает, но ее выдают только тем, кто потерял дома. Распоряжается гуманитаркой администрация Тулуна. Выдают гречку и макароны.

— Народ хочет уехать из Тулуна?

— Конечно, но пока нет такой возможности. У нас пострадавшие от первого наводнения продолжают жить в машинах, в сарайчиках. Одни установили палатки, другие не покидают крыши уцелевших домов — караулят имущество, боятся, что последнее растащат. Весь город напоминает палаточный городок. Куда ни глянь, всюду тенты натянуты, а под ними на костре люди варят еду, копошатся, сушат белье, стирают вещи. Картина удручающая. А как пошли дожди, так вообще картина напоминает апокалипсис. Дальше только хуже. Если переживем два последующих дня, то можно выдыхать. А сейчас хожу по Тулуну и вижу изнеможенные лица, потерянные, уставшие.

— Перспективы есть, что построят новое жилье в Тулуне?

— Нам показывают какие-то проекты будущего, картинки, но реальных действий пока нет. Недавно состоялась ярмарка недвижимости, приезжали представители из иркутской области, представители строительных компаний, предлагали покупать дома в области, в поселках, деревнях. В Тулуне свободных домов нет. Вторичка взлетела в цене. Если до потопа однушку в городе можно было приобрести за 600-700 тысяч, то сейчас ее стоимость возросла от 1,3 млн рублей.

— В выходные стало известно о том, что Путин пригласил детей из Тулуна на парад ВМФ в Питер. Кто-то поехал?

— Пять семей уехали. В списке приглашенных эти семьи оказались не случайно. Например, одной маме удалось прорваться к Путину, когда он приезжал в Тулун. Женщина была в отчаянии, пожаловалась президенту, как потеряла дом, который строили 15 лет. Пострадавшая работает продавцом в магазине парфюма, ее муж трудится в лесничестве. Самому младшему их ребенку полтора года.

Во время наводнения унесло их дома и сарайчик. Они ничего не успели вынести, спасали детей. Остались на улице без средств к существованию. Сначала их приютили друзья. Но, сами понимаете, большую семью с маленькими детьми не все вынесут. Нервы у всех на пределе. Вскоре им пришлось съехать от одной семьи к другим знакомым. Но и там продержались недолго. А потом приехал Путин, к которому они прорвались.

— Этой семье выделили сертификат на покупку жилья?

— Через три дня после общения с президентом им выделили сертификат на жилье. За неделю они нашли трехкомнатную квартиру в Тулуне, оформили покупку. И в тот же день получили приглашение в Москву на встречу с Путиным. В минувшую пятницу за ними и еще четырьмя семьями прислали автобус, всех отвезли в аэропорт, откуда они вылетели в столицу. И уже там президент пригласил их в Питер на парад. Еще перед поездкой их отвезли в специальную клинику, лучшие доктора провели диспансеризацию, полностью проверили здоровье ребят. На этом сюрпризы не закончились. После Питера им вручили путевку в Сочи на 2 недели. Женщина мне говорила, что никогда бы сама не потянули такой отдых.

— Она рассказывала детали встречи с Путиным?

— Подробности не пересказывала, говорила, что сильно устала от всего.

— Получили сертификаты только те, кому удалось пообщаться с президентом?

— Судя по всему, да. Сейчас в городе пошла волна возмущения — почему одним повезло, а другим нет? В бесконечных очередях только и разговоров, что Путин обещал вернуться в сентябре и надо заранее занимать места к нему на прием. По-другому нам здесь ничего не добиться.

Автор: Ирина Боброва
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением