Не плюй в двор-колодец

Квартальная застройка может сформировать новый облик столицы

Почему москвичи так любят покупать дома в так называемых «сталинках»? Все очень просто. Уютные дворы-колодцы; соседи, с которыми встречаешься на прогулке; парковка, куда посторонние уж точно не поставят автомобиль…


фото: Геннадий Черкасов

Неудивительно, что на протяжении последних двух-трех лет столичные власти говорят о том, что в Москве нужно отказываться от возведения микрорайонов и возрождать традиции квартальной застройки. Но до сих пор проектов, реализуемых по принципу кварталов, не так много.

Квартальная застройка была характерна для Москвы вплоть до начала эпохи массового индустриального домостроения. Многие сталинские дома образовывали кварталы с уютными внутренними дворами. И хотя до современных градостроительных норм они не дотягивают, квартиры в «сталинках» до сих пор высоко ценятся на вторичном рынке в том числе из-за квартальной застройки.

В современной Москве о возможности возводить кварталы вместо микрорайонов или точечной застройки вспомнили в 2012 году. «Сложившаяся в Москве система спальных микрорайонов и перенасыщенного событиями центра разделила город на отдельные функциональные зоны, выбросив из жизненного цикла самого человека. Человек слишком зависит от того района, в котором он проживает. Из-за этого жизнь в Москве нельзя считать достаточно комфортной. Сегодняшнее планирование должно отвечать таким принципам, когда человек, независимо от места проживания в городе, существует в нормальной, благоустроенной и развитой городской среде» — так главный архитектор столицы Сергей Кузнецов говорил на семинаре в Москомархитектуре еще в августе 2013 года.

Какие же именно принципы должны учитываться в современной квартальной застройке? Эксперты называют шесть главных условий: развитая уличная сеть, дворы без машин, отделение частной жизни от общественной, благоустроенные пешеходные зоны, архитектурное разнообразие и наличие всей необходимой инфраструктуры в шаговой доступности.

Попробуем проанализировать каждый из них.

1_Развитая уличная сеть. «В современных микрорайонах уделяется недостаточно внимания автомобильным потокам, — говорит генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. — Как правило, по периметру жилую зону опоясывает магистраль, а движение внутри микрорайона осуществляется по внутридворовым проездам. Мало того что это небезопасно, такая система организации движения ограничивает свободный проезд, снижает скорость движения и создает условия для пробок. При квартальной застройке создается плотная сеть перпендикулярных друг другу улиц, передвигаться по которым намного удобнее и быстрее. По этому принципу устроены многие европейские и американские города, количество пробок в которых в разы меньше, чем в сегодняшней Москве».

2_Дворы без машин. Концепция дворов без машин является продолжением развития плотной уличной сети — все автомобильные потоки выведены за пределы жилых зон, во дворы может попасть только спецтранспорт. Это значительно повышает уровень безопасности на дворовых территориях, делает их более комфортными и приспособленными для прогулок. Подобный подход сегодня декларируется во многих новостройках, однако остальные принципы квартальной застройки в этих проектах не соблюдаются.

3_Отделение частной жизни от общественной. Для современного российского рынка недвижимости уже давно стал нормой тот факт, что безопасная и охраняемая придомовая территория — это зона, огороженная забором. Однако жизнь за оградой вряд ли можно назвать комфортной с психологической точки зрения. При квартальной застройке внутренний двор образуется стоящими по периметру жилыми корпусами. Доступ в это пространство, как правило, ограничен — сюда могут попасть только жители окружающих двор домов. Во-первых, это гарантия безопасности. Во-вторых, создается некая приватная зона, находиться в которой психологически комфортно. В-третьих, закрытый от посторонних благоустроенный двор дает массу возможностей для социализации — знакомиться и поддерживать дружеские отношения с соседями в такой обстановке гораздо приятнее. И если внутреннее пространство квартала становится своеобразной частной территорией, то снаружи, наоборот, образуются общественные зоны. Первые этажи жилых домов отдаются под коммерческие площади, здесь располагаются разнообразные кафе, салоны красоты, отделения банков, аптеки, магазины и т.д.

— Улица перестает быть исключительно автомобильной дорогой, вдоль которой в темное время суток страшно ходить, — комментирует Мария Литинецкая. — Здесь круглосуточно кипит жизнь, ночью светятся витрины и горят фонари, люди сидят в кафе и на открытых террасах. Все это сегодня можно увидеть в любом европейском городе.

4_Пешеходные зоны. Еще одной важной частью квартальной застройки становятся пешеходные зоны. В отличие от дворов, закрытых от чужих, они становятся общественными пространствами для всех желающих. Это могут быть парки, бульвары или прогулочные набережные.

5_Архитектурное разнообразие. Жилые комплексы, возводимые в формате микрорайонов, заявляют одним из конкурентных преимуществ единый архитектурный стиль. Однако настоящий город не может быть весь построен в общей стилистике. Какой бы ни был яркий проект, все выполненные по нему дома будут выглядеть похоже. При этом в рамках микрорайона сделать один корпус в другом стиле невозможно, он будет восприниматься как инородный предмет. Получается замкнутый круг. Квартальная застройка позволяет решить эту проблему. Каждый квартал может выглядеть по-разному, но единой концепции это не нарушит. Наоборот, создаст ощущение живого города.

6_Инфраструктура в шаговой доступности. Является ли детский сад во дворе дома преимуществом? Несомненно. Именно этот принцип лежит в основе планировки микрорайонов — жилые дома возводятся вокруг инфраструктуры. Но когда речь заходит о квартальной застройке, размещение инфраструктурных объектов на дворовой территории становится недостатком — они нарушают приватность. Однако это не значит, что в жилых комплексах, разделенных на кварталы, инфраструктура будет вынесена на периферию. В грамотно составленном генплане школа, детский сад, поликлиника или торговый центр образуют самостоятельные кварталы, вписанные в общую градостроительную концепцию таким образом, что из любого жилого квартала до них можно дойти пешком за несколько минут.

— В отличие от микрорайонов квартальная застройка позволяет создавать комфортные жилые пространства, в которых человек не чувствует себя чужим, — резюмирует Мария Литинецкая. — Однако строительство жилых комплексов по квартальному принципу возможно далеко не везде. В большинстве новостроек в старых границах Москвы девелоперам приходится вписывать свои проекты в сложившуюся застройку.

Автор: Ольга Грекова
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением