Такие же условия сдачи подписей есть разве что в Африке.
Вяло начинавшаяся региональная избирательная кампания 2015 года обернулась громкими скандалами: в Новосибирске отказано в регистрации партии ПАРНАС, которая заключила Демократическую коалицию с незарегистрированной партией Алексея Навального. Те, кому отказано, объявили голодовку.
фото: Алексей Меринов
А в Костроме задержан глава предвыборного штаба этой коалиции: он якобы пытался купить у полицейского доступ к паспортным базам, чтобы проверить данные, указанные в подписных листах…
Что это — система, заточенная на то, чтобы под любыми предлогами не допускать до выборов т.н. «несистемную», но совершенно легальную оппозицию? Если так, то перед нами генеральная репетиция федеральных выборов в Госдуму, которые пройдут в сентябре 2016 года: до них не допустят всех, кто идет «не в ногу».
А может, это всего лишь отдельные перегибы на местах?..
Российское избирательное законодательство за последние 22 года более-менее радикально переписывалось множество раз. Каждая новая версия законов оказывалась объемнее, все более подробно детализирующей то, на что раньше лишь намекалось. Достаточно сказать, что в базовом законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» в 1994 году было 36 статей, а сейчас их более 80.
И как-то так получалось, что из раза в раз при переписывании избирательных законов росло и число оснований для недопуска к выборам…
Подписи в качестве своеобразного фильтра существовали до 2012 года — сначала собирать их приходилось всем партиям и кандидатам, желающим участвовать в выборах разных уровней, потом — лишь тем, кто не представлен в Госдуме. В 2012 году это требование отменили для выборов всех уровней, кроме президентских.
Но недолго музыка играла. Уже весной 2014 года подписи вернули — для всех партий, кроме парламентских (сейчас это «ЕР», КПРФ, «СР» и ЛДПР). Причем вернули в очень жестком виде. Раньше максимальное их число на выборах разных уровней никогда не превышало 2% от числа избирателей округа — теперь планку подняли до 3%. В предыдущие годы отказывали в регистрации партиям и кандидатам, сдавшим от 25% до 15% недействительных подписей — теперь достаточно «накосячить» на 10%…
Некоторые эксперты считают, что ужесточение в «подписном» вопросе связано с неприятными для власти результатами 2013 года, когда в Москве на выборах мэра второе место занял Алексей Навальный, а в Екатеринбурге мэром города стал Евгений Ройзман. Достаточно ознакомиться с действующими правилами сбора и проверки подписей, чтобы понять: возможностей «завернуть» практически любого неугодного кандидата на этом этапе сейчас она предоставляет великое множество.
Специалист по избирательному законодательству Александр Кынев сказал «МК», что подписи в качестве условия допуска к выборам в таком, как у нас, виде «есть разве что в Африке». «Консолидированное мнение экспертного сообщества таково: подписи если и стоит сохранять, то в небольшом количестве — от 0,1% до 0,5% от числа избирателей, и собираться они должны в определенном месте в присутствии представителя власти, чтобы человек приходил лично, и все видели, что он реально эту подпись поставил». А еще, считает г-н Кынев, нужен альтернативный вариант регистрации — например, в виде залога. «Во всем мире это основное условие регистрации, доказывающее серьезность намерений кандидатов. Если в Европе залог — несколько сот евро, у нас мог бы быть несколько тысяч рублей», — полагает эксперт. Он уверен, что никакого вала желающих принять участие в выборах это не вызовет.
Кстати, залог как альтернативный способ регистрации в России тоже раньше существовал, но несколько лет назад был отменен…
Наши законы написаны так, чтобы максимально затруднить попадание в органы власти любого уровня новых, несанкционированных игроков.
Перед нами система, позволяющая в ручном режиме — на местах или из центра — регулировать результаты выборов путем отсечения нежелательных для нее кандидатов…
Но, с другой стороны, как тогда понимать слова, недавно произнесенные первым замглавы Администрации Президента Вячеславом Володиным? «Нам надо сделать все, чтобы не было тех претензий, которые возникли в 2011 году», — сказал он, имея в виду массовые акции протеста после думских выборов, вызванные сомнениями в их результатах, а для этого нужно, чтобы «формирование власти проходило открыто, легитимно и конкурентно»? И в регионах тоже…
Если есть возможность получить милый, ручной парламент (федеральный или региональный), очень трудно удержаться от соблазна не делиться хотя бы несколькими мандатами с еще не прирученной уличной оппозицией. Но тогда надо честно закрепить в законах, что 14% россиян, которые, если верить опросам, не поддерживают нынешнюю власть, не имеют никакого права на представительство в органах власти.
14% избирателей — это 12,5 млн человек, между прочим.
Автор: Мария Рыбакова
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26871 от 29 июля 2015