Подъему субмарины «Сом» может помешать политический фактор


фото: ru.wikipedia.org

-У меня за спиной 45 поднятых объектов, в том числе и танк, и подводная лодка.

Чтобы понять, возможно ли поднять подлодку «Сом», во-первых, нужно посмотреть, что это за район плавания. Если это шведские территориальные воды, придется решить политический вопрос. Это территориальные воды иного государства, и не каждая страна позволит поднимать у себя подобный объект. Например, Финляндия до сих пор не дает нам разрешение на подъем затонувшего корабля «Фрау Мария», который вез из Голландии груз произведений искусства, приобретенных Екатериной II для Эрмитажа и Царского Села, и потерпел крушение в 1771 году недалеко от Аландских островов в Балтийском море. Корабль был обнаружен финским ныряльщиком в 1999 году, но до сих пор не поднят. Финны объявили этот район экологическим заповедником, все перемещения на территории которого требуют дополнительных согласований. Эстонские водолазы вместе с финскими работают на месте затопления, а нам не дают.

Второй момент — это глубины. Балтийское море, по сравнению с океаном, мелкое. «Фрау Мария», например, лежит на глубине 40 метров. Подводная лодка времен Второй мировой войны, которую мы нашли два года назад и которую в этом году пойдем обследовать, лежит на глубине 35 метров.

Третий момент — это состояние подводной лодки. Она небольшая, и мы могли бы ее поднять с помощью понтонов и кранов. Но сначала ее необходимо обследовать. Балтийские воды не очень соленые, потому что Финский залив — пресный, как и Нарвский. Понятно, что это не Атлантический океан, не Мертвое море, но соленость присутствует, железо разлагается. Надо спустить к подлодке телеуправляемые аппараты, посмотреть. У любой подводной лодки — два корпуса: внутренний — тяжелый и прочный, и внешний — легкий. От внешней оболочки я думаю, там уже ничего не осталось.

Нужно также учитывать, насколько место, где лежит на дне подводная лодка, удалено от берега. Если это небольшое расстояние и есть возможность уйти куда — то в шхеры, в порт, в гавань, это одно. И совсем другое, если это место находится в открытом море, когда разыгрываются шторма, какие краны и понтоны там поставишь? Все это разметает штормом, мы потом это все не соберем.

Было бы, конечно, здорово, если бы было принято решение поднять эту подлодку, потому что в свое время очень большое количество деталей изготавливались из латуни. Это важно для истории, для военно — морского музея. Это могло бы стать очень знаменательным событием.

— К сожалению, у нас на сегодняшний день много судоподъемных мощностей, таких как понтоны и специальные суда, порезаны на металлолом, проданы, утоплены. Можно решить вопрос по-другому. Есть очень серьезные плавучие краны грузоподъемностью 1000 тонн, в Норвегии есть кран грузоподъемностью 1200 тонн. Можно сначала под корпус лодки завести троса и поднять субмарину на палубу. Потом отгрузить на сухогруз, пригнать в России, выгрузить двумя кранами «Богатырь» по 300 тонн грузоподъемностью. Поставить лодку на берег, сделать над ней шатер, и в первую же неделю приступить к консервации, чтобы она не начала гнить.

— Если бы шведское правительство дало нам добро, поверьте, откликнулись бы многие. Я и сам служил в базе атомных подводных лодок, и достаточно много бывших руководителей, командиров подводных лодок, штурманов, которые сейчас возглавляют различные фирмы. Можно было бы бросить клич и собрать необходимые деньги. К тому же у крупных, серьезных компаний есть определенные финансы на подобные проекты.

Подводная лодка «Сом» затонула в Балтийском море 10 мая 1916 года при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Она патрулировала акваторию в районе Оландсгафа. На борту находился экипаж из двух офицеров и 16 матросов, никто из них не выжил.

В июле 1915 года «Сом» была переведена из Черноморского флота на Балтийский. Она была построена в 1901 году в США по проекту Джона Филиппа Голланда. Длина корпуса подлодки составляла 19,3 метра, ширина — 3,5 метра.

Спустя несколько месяцев после масштабных поисков российской подлодки в территориальных водах Швеции, было опубликовано видео, на котором дайверы исследуют затонувшую субмарину. Они утверждают, что это та самая российская подводная лодка, хотя вооруженные силы Швеции официально не подтверждают данную информацию.

Видео опубликовано на сайте youtube.com пользователем AngelaUsTeam

Автор: Светлана Самоделова

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением

 Наши друзья
Свежие записи