С санкционными продуктами теперь будут поступать также, как с черной икрой и кокаином.
фото: Наталия Губернаторова
На совещании Владимира Путина с членами правительства должны были говорить о привлечении частных инвестиций в сферу ЖКХ. Однако, как это часто бывает, у президента нашлись темы поважнее. Не секрет, что последнее время на разных уровнях все активнее обсуждается необходимость ужесточить наказание для контрабандистов — так теперь называют тех, кто вопреки закону пытается накормить россиян продуктами, попавшими под эмбарго. Депутаты и члены Общественной палаты требуют ввести для нарушителей уголовную ответственность и распространить эти меры воздействия на магазины и торговые сети. А то сейчас получается, что ввозить товары из санкционного списка нельзя, а торговать уже попавшей в Россию продукцией — пожалуйста.
В среду президент и члены правительства внесли свою лепту в разгоревшиеся споры. Тему поднял сам Путин, поинтересовавшись у нового главы Минсельхоза не только видами на урожай, но и ситуацией с ввозом санкционных продуктов. «А то сельхозпроизводителей жалуются», — пояснил он. Александру Ткачеву формулирование собственных мыслей почему-то давалось с трудом. «К сожалению, это имеет место. Через известные нам границы, когда третьи страны завозят продукцию, которая не выращивается непосредственно у наших соседей, нелегальным способом», — дословно сказал он. И не вдаваясь в подробности, сразу взял быка за рога. «Пользуясь случаем, хотел бы попросить Вас и правительство РФ сделать все, чтобы мы могли все партии грузов продуктов, которые поступают нелегально через границу РФ, именно уничтожать там на месте», — скороговоркой произнес Ткачев, добавив, что сейчас «ситуация не разрешается», поскольку по закону «грузы должны отправляться обратно».
Это была явно «домашняя заготовка», поскольку Владимир Путин ухитрился понять главу Минсельхоза с первого раза и несколько раз ободряюще кивнул головой. Тем не менее президент понимал, что столь важная тема нуждается еще в одном, более искушенном спикере и спросил у Дмитрия Медведева, как он относится к предложению Ткачева.
— Да, это контрабанда, — расставил точки над «i» премьер, — Груз направляется в третьи страны, а вываливается в России. В результате страдают наши сельхозпроизводители, которые выращивают то же самое.
Суть предложения Ткачева ДАМ пояснил на конкретном примере: «надо применить те же жесткие меры, как когда-то было сделано в отношении осетровых рыб». Напомним, что с 2007 года вся конфискованная на российской границе черная икра (легально можно вывозить только 250 г) тут же уничтожается — либо сжигается в ближайших крематориях, либо пересыпается хлором и свозится в скотомогильники и на свалки. Теперь аналогичная участь ждет хамон, пармезан и прочие заморские продукты, попавшие под эмбарго. По всей видимости, чиновники рассчитывают, что угроза безвозвратной потери грузов заставит поставщиков отказаться от попыток штурмовать границу. «Давайте согласимся с предложением министра. Прошу администрацию и правительство проработать этот вопрос с юристами и предложить соответствующее решение», — сказал Путин.
Одновременно Александр Ткачев заверил участников совещания, что нехватка собственного продовольствия России не грозит, и несмотря на засуху в Волгоградской, Самарской, Оренбургской, Иркутской и Саратовской областях, виды на урожай хорошие. Чтобы накормить страну, министр сельского хозяйства пообещал Путину собрать не менее 100 млн тонн зерна, 37 млн тонн сахарной свеклы и 15 млн тонн овощей.
Автор: Елена Егорова
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26868 от 25 июля 2015