Протест в Ереване попытались перехватить радикалы

Сторонников компромисса с властями оказалось всего 300 человек.

В рядах протестующих в Ереване случился раскол: часть сочла, что власти пошли на уступки и можно пойти с ней на диалог. Часть собирается стоять на проспекте Баграмяна до конца. Пока — не ясно какого. Полиция разрешила демонстрантам Еревана провести еще одну ночь на улице.


фото: AP

Если до воскресенья митингующие на проспекте Баграмяна поражали своей сплоченностью, то в ночь на понедельник протест приобрел очертания хаоса. Причиной всему стало решение президента Армении Сержа Саргсяна о проведении аудита «Электрических сетей Армении», который может продлится от 3 месяцев до полугода, и во время которого все бремя от повышения тарифа возьмет на себя государство. Вместе с тем, к проверке компании будут привлечены как гражданские активисты, так и представители политической оппозиции, заявил президент 27 июня. Так же министр-руководитель аппарата правительства Давид Арутюнян отметил, что ЭСА, принадлежащая российской «Интер РАО», может быть национализирована. В ответ власти страны ожидали, что протестующие разблокируют улицу. Но этого не произошло.

Поскольку Саргсян частично удовлетворил требования гражданской инициативы «Нет грабежу!», его лидеры заявили, что отходят из правительственного квартала на Площадь Свободы, где неделю назад протестующие собрались впервые. По их словам, оставаться на проспекте было авантюрой, а на новом месте они смогут разработать дальнейшую стратегию поведения.

Однако с ними ушли только около 300 протестующих, в то время, как примерно 5 тысяч человек продолжили удерживать позиции на проспекте, не имея никаких идей, как действовать дальше. Как передают армянские СМИ, некоторые из оставшихся на Баграмяна даже не знали об уступках Саргсяна и продолжали требовать аудита энергетической отрасли и отмены повышения цен. К тому же, в толпе появились никому неизвестные молодые люди с повязанными на лицах платками, которые стали распространять слухи о якобы имеющемся у митингующих и полицейских оружии, которые они готовы применить.

Первоначально полиция планировала начать зачистку проспекта около 23.00, некоторые из участников протеста даже пугали, что для деблокады силовики применят газ, но ничего подобного не произошло. Напротив, силовики вели себя достаточно хладнокровно и задержали только одного молодого человека, который прорвался к трибуне на Площади Свободы и призвал протестующих к вооруженной борьбе. Провокатором оказался Арам Акопян 1993 года рождения — до выступления никто из участников протеста о нем ничего не слышал.

К двум часам ночи количество протестующих сократилось практически вдвое, а утром в центре Еревана остались только несколько сотен человек, которые, по заведенной традиции, стали убирать за собой улицы. Воспользовавшись затишьем, днем полиция объявила о демонтаже баррикад, сооруженных из мусорных баков на проспекте Баграмяна.

По словам замначальника ереванской полиции Валерия Осипяна, к ним поступило заявление от владельца баков компании «Санитек», которая пожаловалась на умышленное уничтожение ее имущества. В связи с этим было заведено уголовное дело, и хотя по нему пока никого не обвиняют, любой кто помешает следственным действиям, будет нести за это ответственность, заявил Осипян.

Участники и очевидцы протестов в Ереване, рассказали, что происходило в столице Армении в ночь на понедельник:

— В воскресенье вечером на проспекте неожиданно оживилась молодежь радикально настроенной патриотической организации «Учредительный парламент». Ее возглавляет герой Карабахской войны Жирайр Сефилян, который так же участвовал в гражданской войне в Ливане, где защищал армянский квартал в Бейруте. Это малочисленная организация, в которую входят некоторые его сослуживцы и им сочувствующие. Организация не пользуется популярностью среди армян, так как ее единственной целью является свержение Саргсяна, а потом якобы все должно наладиться само собой… Как только члены «Нет грабежу!» сказали, что собираются освободить проспект Баграмяна, Сефилян заявил, что протестующие смогли добиться некоторого успеха, но теперь пришло время для политических требований. Как и после выборов президента в 2013 году, он попытался, эксплуатируя патриотические чувства, оседлать протестную волну, но и тут у него ничего не вышло. Его поддержала только незначительная часть митингующих, в результате, протест по-прежнему остается социальным и никем не возглавлен.

— Я только что пришел с Баграмяна, вполне возможно, что ночью там действительно был Сефилян, но кроме него туда ходят много разных политиков. Однако митингующие продолжают отторгать попытки любых политических сил повлиять на протест. Может быть, со стороны кажется, что нынешние события взбудоражили общественность, но в Армении такие акции происходят довольно регулярно. Чтобы этот протест перерос из социального в политический, нужно, чтобы они простояли на Баграмяна несколько месяцев, и тогда у них начнут появляться собственные политические лидеры и структуры. Или чтобы власти начали эскалацию насилия — это ускорит процесс. Политические лозунги могут раздаваться, но этого мало. Нынешние политические организации не пользуются доверием у общества, а с другой стороны — сами организации слишком слабы, чтобы возглавить протест.

Сейчас на Баграмяна стоит около 200-300 человек, значительная часть из них — это зеваки. На Площади Свободы несколько десятков человек. Баррикада из мусорных контейнеров тоже на своем месте. Полицейские вообще стараются вести себя очень корректно. При желании, им не составит никакого труда разметать эти ящики, но пока по периметру стоят девушки-полицейские, которые спокойно общаются с участниками акции и даже не думают применять силу.

— Часть протестующих приняла решение отойти к площади Свободы, чтобы избежать столкновения с полицией. Однако большинство людей остались на своих местах, утверждая, что правоохранительные органы не должны разгонять мирную акцию. СМИ писали о появлении на Баграмяна большого количества радикалов, которые пытались спровоцировать полицейских на силовые действия, но факты говорят об обратном. Если бы таких людей было много, их бы всех задержали, но схватили только одного парня, который призывал к вооруженной борьбе. Днем во вторник митингующие по-прежнему разделены между площадью и проспектом. Я решил остаться с большинством на проспекте Баграмяна и вышел из координационной группы «Нет грабежу!». О своих дальнейших действиях, они объявят на пресс-конференции во вторник в 12.00.

— Они считают, что государство будет компенсировать увеличение тарифа из госбюджета, который формируется из их налогов. По мнению протестующих, Саргсян только формально пошел на уступку, а цена на электричество все равно вырастит. Поэтому они продолжают добиваться отмены повышения тарифа.

Автор: Артур Аваков

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26846 от 30 июня 2015

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением