Правительство Ципраса пойдет на это при письменном обещании реструктуризации долга страны с октября
фото: AP
— Федор, как отреагировали греки на ночной сюрприз от Ципраса?
— На самом деле сейчас ни у кого нет четкой картины того, что происходит. Паники среди населения нет. Все ждут. Но все понимают, что идет жесткий торг. Думаю, что и на самом высоком уровне не очень понимают, к чему он приведет. Сейчас греческие власти вырывают пусть небольшую, но победу. Ситуация меняется каждый час. Идет закулисная борьба, и нам, жителям, сбрасывают только крохи информации, идет утечка, выгодная то одной, то другой сторонам.
— Не было недоумения, разочарования от того, что ваши власти резко изменили тон?
— Нет. Что-то подобное ожидалось. Нас обрадовало то, что даже после того, как транш в 1 млрд 600 млн евро не был уплачен в МВФ, Греция получила однозначный сигнал от европейцев: «Двери в Европу открыты, мы готовы к диалогу».
— Тем не менее референдум, объявленный на 5 июля, пока не отменен…
— Возможны два варианта развития событий. Референдум еще успеют отменить, если Европа пойдет на наши уступки. Но весь вопрос в том, насколько греческое правительство будет довольствоваться этими уступками. Оно добавляет одно принципиальное требование — реструктуризация долга с октября. В октябре начнутся переговоры. Если правительство получит письменное обещание этого, то тогда оно может пойти на отмену голосования. Если референдум все же состоится, то при удовлетворяющих нас условиях правительство будет агитировать за требования кредиторов.
— А нужен ли в принципе референдум, если Ципрас уже все обозначил в своем письме, не дожидаясь «воли народа»?
— Письмо — часть переговорного процесса. Референдум — волеизъявление граждан, и это совсем другого уровня и юридической силы решение. Хотя, мы же понимаем, что и референдум — тоже способ давления на ЕС и кредиторов из МВФ. Активные, думающие граждане не хотят референдума на самом деле, потому что понимают, что раскол сейчас не нужен греческому обществу. А он возможен. Если перевес голосов в любую сторону будет минимальным. Если его отменят, это будет лучше для Греции.
— Как вы и предсказывали, стали появляться видеосъемки, фотокадры «длинных очередей», информация о том, что жители якобы осаждают магазины, закупаются продуктами. Ситуация изменилась за последние несколько дней?
— Ажиотажа нет, массовых закупок продуктов нет. В этом нет никакого смысла. Потому что деньги у населения есть: за последние три-четыре месяца греки накопили наличные. Их хватит на пару месяцев. Наоборот, стараются не тратить лишнего.
Возможно, сейчас люди просто обращают внимание на то, что раньше не бросалось в глаза. Если в супермаркете идет человек с наполненной тележкой — значит, «он закупается впрок». Но это не так. Магазины полупустые. Товары и продукты все есть, никакого дефицита нет. Банки открылись для пенсионеров (они могут получать пенсии), работают банкоматы, можно проводить безналичные операции. Карточки работают у всех — и у туристов, и у местных. Единственное, что ограничение на снятие 60 евро сохранилось, но я уточню — не на человека, а на карточку.
Греция перед дефолтом: уныние, паника и шапкозакидательство
Если у тебя три карточки, то ты можешь снять 180 евро в сутки. Все учреждения работают в обычном режиме. Моя больница, в которой я также работаю, открыта, доступны все услуги. Более того, 28 июня проезд в общественном транспорте (трамваи, троллейбусы, автобусы, метро), на пригородные электрички объявили бесплатным. На междугородные автобусы и поезда дальнего следования — скидка в 50 %. Этот бонус от правительства сохранится до 7 июля. Операторы связи тоже идут на меры поддержки населения: например, я получил сегодня смс, что до 7 июля мой оператор дарит мне 300 бесплатных минут. И наверняка, и другие операторы тоже предприняли нечто подобное.
Смотрите видео по теме «В Греции граждане осаждают банкоматы, пытаясь снять побольше наличных денег»
Банкоматы в Греции буквально осаждаются гражданами, пытающимися снять максимальное количество наличных денег. Многочасовые очереди стали нормой, а правительство законодательно ограничивает максимальную сумму, которую можно снять со своего счета.
Автор: Ольга Кочеткова
Источник