Следственный комитет России возбудил против него уголовное дело.
По версии следствия, Илья Пономарев был пособником вице-президента фонда «Сколково» Алексея Бельтюкова в растрате более 22 миллионов рублей. В настоящее время они оба находятся за пределами России.
фото: Геннадий Черкасов
В отношении депутата Государственной Думы Ильи Пономарева Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч.5 ст. 33 и ч.4 ст. 160 УК РФ «Пособничество в растрате». Как отмечается на сайте ведомства, с соответствии с действующим законодательством на возбуждение дела было получено согласие Госдумы.
«В связи с тем, что Пономарев находится за пределами Российской Федерации следствие планирует инициировать его международный розыск с последующей экстрадицией для того, чтобы он предстал перед российским правосудием. Наряду с этим следствием будут предприняты меры для возмещения ущерба от этого преступления», — заявил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Если нечего скрывать, зачем скрываться? Ждем! http://t.co/ePz48dTVqI
— Владимир Маркин (@VladimirMarkin) 9 июня 2015
По версии следствия, в 2010 году Фонд «Сколково» заключил с Пономаревым договор на выполнение научно-исследовательских работ, стоимость которого составляла 750 тысяч долларов. Согласно ему парламентарий должен был выполнить работы в несколько этапов с составлением соответствующих аналитических отчетов и получением рецензий международных научных организаций. Позднее вице-президент «Сколково» Алексей Бельтюков подписал с депутатом допсоглашение, которое снижало стоимость договора до 450 тысяч долларов, однако фактически отменяло систему поэтапных отчетов. Таким образом, полагают следователи, они создали условия для хищения средств «Сколково» в пользу Пономарева. При этом в сообщении СКР отмечается, что чтобы легализовать оплату суммы в 450 тысяч долларов, Бельтюков изготовил под видом научно-исследовательской работы два отчета, ее представляющие абсолютно никакой научной ценности и не соответствующие требованиям технического задания, и приобщил их к документам о расходовании денежных средств.
По словам Маркина, для того, чтобы освоить оставшуюся сумму в 300 тысяч долларов, Бельтюков заключил с Пономаревым еще один договор, по условиям которого депутат должен был провести курс лекций и семинаров на тему «Коммерциализация новых технологий». И через какое-то время паралментарий действительно предоставил в фонд документы о проведении таких лекций, однако когда следствие стало разбираться, что из себя представляли на самом деле эти лекции, каждая из которых оценивалась в среднем в 30 тысяч долларов, оказалось, что это были короткие блиц-выступления от 3 до 18 минут, причем на мероприятиях, никак не связанных с заявленной тематикой. Таким образом, по версии следствия, Пономарев совершил пособничество Бельтюкову в растрате денежных средств Фонда «Сколково» на сумму более 22 млн рублей, подытожил представитель СКР.
1 июня на своей странице в Facebook Пономарев сообщил, что его юридической защитой будет заниматься компания Amsterdam & Partners LLP. «Трепещи, СКР! Договорились с Robert Amsterdam отбивать все юридические атаки российского кривосудия. Вне России, т.к. внутри выглядит делом бессмысленным и помогать изображать следователям видимость законности я не собираюсь. Это будет добрая охота )))», — написал он.
Трепещи, СКР! Договорились с Robert Amsterdam отбивать все юридические атаки российского кривосудия. Вне России, т.к. вн…
Posted by Илья Пономарев on 1 Июнь 2015 г.
В начале апреля этого года Госдума по просьбе Генпрокуратуры лишила Пономарева депутатской неприкосновенности. 8 июня стало известно, что «Справедливая Россия», от которой избирался парламентарий, намерена лишить его мандата — по словам лидера фракции Сергея Миронова, проект соответствующего постановления партия внесет на рассмотрение к концу недели.
Сам Пономарев, который в настоящее время находится за пределами России, считает обвинения против себя политически мотивированными. Ранее он заявил, что не знает, какие именно претензии к нему могут быть по делу «Сколково», свой долг он уже почти полностью выплатил. «Эти долги касались гражданского иска «Сколково» и к уголовным делам никакого отношения не имеют. Уголовное дело — это другая история. Я знаю точно, что никакого состава преступления в моих действиях нет. И то, что формулировалось, это были претензии не ко мне, а к фонду «Сколково» «, — пояснил депутат.
До сих пор парламентарий не возвращался в страну из-за запрета на выезд за границу, который ввела в отношении него Федеральная служба судебных приставов. Известие о том, что он «невыездной» застало оппозиционера за границей — об этом ограничении он узнал 11 августа из СМИ. Выяснилось, что ФССП направила на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина исполнительные листы на четырех депутатов фракции «Справедливой России» — Илью Пономарева, Олега Михеева, Владимира Парахина и Александра Четверикова. Эта новость для него стала «сюрпризом» — как пояснил тогда олппозиционный парламентарий «МК», «перед началом летних поездок» он общался с приставом, и ему было сказано, что в принципе выезд за рубеж закрыть могут, однако не будут делать этого, потому что депутат — человек законопослушный, не скрывается.
Стоит отметить, что Пономарев — единственный депутат Госдумы, проголосовавший против принятия закона о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. В октябре прошлого года он написал заявление о выходе из партии, объяснив свое решение «соглашательской позицией» партии, которая, по его словам, стала особенно очевидной после партсъезда «эсеров», на котором консервативное большинство обозначило отказ от оппозиционного курса. В марте прошлого года за отказ выйти из Координационного совета оппозиции его уже пытались исключить из партии вместе с депутатом фракции Дмитрием Гудковым.
Напомним, заметная волна политэмиграции поднялась после начала преследований участников митинга на Болотной площади 6 мая 2012 года. Так, прошлым летом из России уехал соратник кандидата в мэры Москвы Алексея Навального Владимир Ашурков из-за возбужденного уголовного дела о мошенничестве при сборе средств на выборную кампанию. Годом ранее после допросов в рамках второго «дела ЮКОСа» эмигрировал во Францию бывший ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев. «Именно то, что ненормальное быстро становится нормой, и убедило меня в необходимости отъезда. Вчера было нормальным то, что ректору негосударственного вуза можно критиковать государство. Сегодня нормально то, что у меня – без всяких обвинений – отобрали мое право на тайну переписки и провели обыск. Завтра будет нормой лишение свободы передвижения или арест?», — прокомментировал он тогда.
Автор: Наталья Демидюк