Как глава католической церкви хочет обуздать мафию
Фото: Андрей Яшлавский
На днях глава Римско-католической церкви побывал с визитом в Сараево, городе, символизирующем трагедию разделенной Югославии и межобщинной розни. Папский приезд выглядел посланием мира стране, не забывшей ужасов боснийской войны 1990-х годов, во время которой католики, православные и мусульмане убивали друг друга. Франциск призвал свою паству беречь мир между религиями и народами. «Мир вама!» — повторял понтифик по-сербскохорватски. Понятно без перевода и по-русски, и по-украински. Кто знает, может, посредничество папы поможет восстановить мир на Украине?..
Папа Франциск — один из самых популярнейших мировых лидеров. И дело тут не только в том, что он является духовным пастырем миллионов приверженцев католической религии.
И не только в том, что он еще и политический деятель (как-никак глава теократической монархии, каковой считается государство-город Ватикан). Ведь во многом именно благодаря его посредничеству замирились Куба и США. «Я вновь начну молиться и вернусь в лоно церкви, если папа продолжит свою службу с таким же рвением», — то ли в шутку, а то ли всерьез сказал главный кубинский коммунист Рауль Кастро после недавней аудиенции у Франциска в Ватикане.
Впрочем, не все шаги папы встречают всестороннее одобрение. Недавно Святой престол изъявил желание признать Палестину как государство. Что вызвало вполне ожидаемую негативную реакцию у израильтян.
Это не помешало папе Франциску подарить палестинскому лидеру Махмуду Аббасу, приехавшему в Ватикан на церемонию канонизации двух католических арабских монахинь, медальон с изображением ангела и произнести слова, наделавшие немало шума.
По одной из версий, понтифик назвал своего гостя из Рамаллы «ангелом мира». Потом пошли опровержения. Мол, Франциск выразил желание, чтобы Аббас стал «ангелом мира».
Но что бы Папа ни сказал палестинскому гостю, это вписывается в его образ.
Отчасти секрет популярности аргентинского папы кроется в его личном обаянии. Улыбка редко сходит с лица Франциска — с кем бы он ни встречался: с сильными мира сего или убогими. И эта улыбка выглядит символом веры в Бога и веры в людей.
И дело, конечно, в его поступках.
Он живет в скромной квартире. Обедает в обычном кафетерии. Сам делает нужные ему телефонные звонки.
Он омывает ноги преступникам. Он привечает бездомных и больных.
«Бедная церковь для бедных» — его идеал. Неслучайно бывший кардинал Хорхе Бергольо после избрания папой римским взял себе имя в честь святого Франциска Ассизского, «олицетворения бедности и мира».
Кому-то покажется, что это пиар, игра папы-иезуита на имидж. Вряд ли. А даже если и так, то все равно пример скромности и нестяжательства дорогого стоит в нашем мире.
Но не надо думать, что глава Римско-католической церкви только и делает, что источает свет и сладость.
Папа, бывает, мягко стелет, но порой кое-кому приходится жестко спать.
Он может врезать ватиканской бюрократии, клеймя ее за «духовный Альцгеймер» и «терроризм сплетен». Некоторые властолюбивые священнослужители виновны в «хладнокровном уничтожении репутации своих собственных коллег и братьев», заявил Франциск в конце прошлого года в предрождественском обращении к кардиналам.
Он бьет по священнослужителям-педофилам: по его словам, в католической церкви таких около двух процентов: «Среди этих 2% педофилов — священники, епископы, кардиналы. Но гораздо больше служителей церкви, которые об этом знают, но молчат».
«Как Иисус, я буду использовать против священников-педофилов палку», — так было озаглавлено интервью понтифика газете Reppublica.
Выглядящий порой чересчур либеральным, глава Ватикана по ряду позиций готов стоять на своем до конца. Демонстрируя настоящую приверженность ценностям консервативным и традиционным.
Трагедию нелегальных мигрантов, пытающихся морским путем на утлых суденышках добраться до берегов Европы и гибнущих в водных пучинах, папа Франциск сравнил с «бичом абортов».
«Бич абортов — это атака против жизни. Оставлять наших братьев на лодках умирать в Сицилийском проливе — это атака против жизни. Смерть на рабочем месте из-за плохих условий безопасности — это атака против жизни. Смерть из-за недоедания — это атака против жизни Терроризм, война, насилие, но также и эвтаназия — это атака против жизни».
В марте этого года папа Франциск совершил поездку, о которой много толковали. Это не был визит в далекую азиатскую или африканскую страну — нет, понтифик не покидал Апеннинского полуострова. Он приехал в Неаполь и обратился к местным жителям со словами об опасности коррумпированных чиновников и организованной преступности.
Подтверждая свою репутацию заступника униженных и оскорбленных, глава Римско-католической церкви произнес речь, обращенную к тысячам жителя криминального и бедного неаполитанского пригород Скампия. Этот район считается твердыней неаполитанской каморры. Здесь огромный процент безработицы среди молодежи и чуть ли не в открытую торгуют наркотиками.
«Коррупция дурно пахнет, коррумпированное общество смердит», — говорил Франциск.
— Для преступников и всех их сообщников, сегодня я повторяю скромно, как брат: обратитесь к любви и справедливости. Вернуться к честности возможно. Слезы матерей Неаполя просят вас об этом, — эти слова папа римский обратил к представителям неаполитанской оргпреступности.
После мессы понтифик разделил трапезу со 120 зэками местной тюрьмы — мужчинами, женщинами, транссексуалами, гомосексуалистами и больными СПИДом.
Говорят, папа объявил войну мафии, пригрозив всем мафиози адским огнем в загробном мире. Сошедшим с преступной дорожки понтификом было обещано прощение. И касается это не только неаполитанской каморры. Во время поездки в южноитальянский регион Калабрию, где царит ндрангета, калабрийская мафия, он отозвался об оргпреступности как о поклонении злу.
«Те, кто в своей жизни вступил на этот путь зла и стал мафиози, они отлучены от Бога, отлучены от церкви», — говорил Франциск.
— Эти заявления папы были очень хорошо восприняты в итальянском обществе, — рассказывает «МК» итальянский журналист Джузеппе д’Амато. — Надо сказать, что папа Франциск следует шагам Иоанна Павла II, который в свое время на Сицилии обращался с призывом к мафии остановиться, вернуться к Богу. Так что нынешний глава церкви продолжает этот путь. Представители мафии в своих ритуалах используют изображения святых, чувствуют себя рядом с Богом и церковью, но еще Иоанн Павел II сказал им: «Вы вне церкви». Не могу сказать, какое воздействие возымело на представителей мафии папское обращение, но мафия — это очень сложное социальное явление, это практически государство внутри государства. И решить эту проблему непросто…
Конечно, вряд ли найдется много мафиози, которые раскаются после призывов Франциска. Но, быть может, папские слова остановят кого-нибудь из молодых рекрутов мафии?
Ведь даже атеисту-коммунисту Кастро пришлось после общения с понтификом задуматься о Боге.
Автор: Андрей ЯшлавскийИсточник