Партий в России 76, а выбирать не из кого

Эксперты оценили результаты партийной реформы

«Это очередной маневр правящей бюрократии», — к такому выводу пришли авторы монографии «Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов», презентованной на площадке Комитета Гражданских инициатив в понедельник, 8 июня. Среди них кандидат политических наук Николай Борисов, политолог Юрий Коргунюк, эксперт по выборам Аркадий Любарев, член Федерального Бюро «Яблока» Галина Михалева. Впрочем, ничего нового, участников круглого стола такое заключение не ошеломило. Интересно то, как итоги реформы повлияют на предстоящие избирательные кампании: региональную в этом году и федеральную – в следующем.

Избирательная реформафото: Михаил Ковалев

Увеличение числа зарегистрированных партий с 7 до 76 создает впечатление, что выборы становятся интересными и конкурентными. «Если целью инициаторов реформы было сбить с толку всех подряд, то они этого добились, — рассеивает радужное представление Юрий Коргунюк. – Разобраться, кто есть кто трудно даже специалисту».

Снимает розовые очки, появляющиеся на носу избирателя после взгляда на цифры, и аргумент вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина: «За это время не появилось яркого устойчивого партийного бренда, партии мало отличаются друг от друга». По мнению эксперта, попытки создать интересные проекты не увенчались успехом. «Завершился интерес к партийному строительству у Прохорова, — приводит примеры Макаркин. – По «Альянсу зеленых» был нанесен удар в связи с арестом ее основателя (Глеб Фетисов обвиняется в невыполнении обязательств перед вкладчиками «Моего банка», — «МК»). В его отсутствие разве что Митволь попробует пойти по одномандатному округу. «Есть «Партия дела» владельца «Ростсельмаша» Константина Бабкина, но у нее возникли проблемы с программными положениями, в которых находят экстремистские идеи. С «Партией Прогресса» — известная история». Успех на выборах в региональные Заксы — это зачастую успех конкретного кандидата, где партия – всего лишь «этикетка». «В Северной Осетии прошел кандидат от «Патриотов России», — приводит пример Коргунюк. – Это партия – спойлер, на него просто поставил один из кланов».

«Как только главный игрок (правящая бюрократия, — «МК».) видит, что проигрывает по существующим правилам, они меняются, — обозначил следующую проблему партийной реформы Юрий Коргунюк. – Оп, и мы уже не в хоккей играем, а в футбол. Кто остался с клюшками – того можно выкидывать».

Например, от того, изменят ли правило, по которому партия имеющая одного представителя в Заксобрании региона может идти на федеральные выборы без сбора подписей, зависит конфигурация кампании в Госдуму.

«Произойдет это или нет – мы узнаем в последний момент, — говорит Макаркин. – РПР – ПАРНАС (благодаря мандату Бориса Немцова в Ярославле попадает под эту норму, — «МК») может эту привилегию потерять». Перспектива партии, по мнению политолога, зависит еще и от того, удастся ли «Гражданской инициативе» Андрея Нечаева зацепиться за мандат в Калужской области.

«Если партия проваливается, то они не получает преференцию идти без сбора подписей, — говорит Макаркин. – Ключевые фигуры пойдут в РПР- ПАРНАС».

Есть в постоянном изменении правил и плюсы, способствующие конкуренции: переход к выборам по смешанной системе дает дополнительный шанс политикам из непарламентских партий: они могут пройти по одномандатному округу. «Это свойственно Оксане Дмитриевой( политик имеет сильную поддержку в Санкт – Петербурге, покинула «Справедливую Россию» и создала собственную партию, — «МК»), — поясняет Макаркин. — Если она не сможет увеличить рейтинг какой-либо из своих партий». Выходит, что новую жизнь в партийную систему реформа не вдохнула, но шанс у непарламентских игроков все же появился.

Автор: Валерия МарковаИсточник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением