Тайный смысл запрета на ввоз санкционки: готовят к подорожанию мяса

Авторы идеи не пускать хамон и пармезан в Россию ратуют за биологический суверенитет

Любителей заморских деликатесов хотят лишить последней гастрономической радости. Национальная мясная ассоциация (НМА) предложила запретить туристам привозить из других стран животноводческую продукцию «для личного пользования». Речь идет о мясных и молочных изделиях. Теперь шутливая фраза «Санкционка небось?» может обернуться реальными проблемами: ассоциация предлагает при досмотре на границе проверять багаж пассажиров и штрафовать за провоз нелегальных продуктов.

рисунок: Алексей Меринов

Дорога в безпармезановый и антихамоновый ад выстлана, как всегда, благими намерениями. Таким запретом отечественные «мясники» хотят защитить свой скот от заражения африканской чумой свиней (АЧС) — болезни, который косит ряды хрюшек по всему миру. Вирус якобы очень активный: передается даже с пищевыми отходами. О потребителях тоже думают. Как сказал «МК» глава НМА Сергей Юшин, хамоноедов в стране раз-два и обчелся, а вот остальное население за заражение российских свиней поплатится рублем. Если у местных мясопроизодителей будут проблемы с поголовьем из-за АЧС, то цена на свинину прилично взлетит. Вот только кое-что в этой истории не сходится.

Оказывается, путешественники-гурманы сами того не ведая могут нести хаос и разрушение отечественному животноводству. Опасность таится в самих мясных изделиях и их отходах. При этом вирус АЧС для человека не опасен. Зато под угрозой свиньи и дикие кабаны, которые могут подхватить чуму от контакта с зараженной колбасой или ее оберткой. Животное умрет за несколько дней, а вирус будет жить еще несколько месяцев. Лично мне трудно представить ситуацию, в которой поедание вернувшимися на родину туристами пармской ветчины, испанских чоризо или польских кабаноси может нанести ущерб поголовью скота на фермах. Обычно на российские кухни не захаживают дикие кабаны, а свиньи не обнюхивают городские мусорки в свободное время, чтобы вернуться потом на фермы.

Руководитель НБА парирует: мол, ели украинцы-гастарбайтеры сало на природе, оставили шкурку, пробежал кабан — заразился. Много случаев обнаружения вируса в мясных изделиях из Белоруссии, рассказывает он. Хотя больше всего от АЧС страдает Китай. Поднебесная производит более половины свинины в мире, а сейчас из-за болезни скота у них дефицит мяса. По законам рынка цены на свинину в КНР выросли на 30-40%. Не хотим же мы, чтобы и у нас так получилось, вопрошает Юшин.

Посыл главы Национального мясного союза понятен. Вкратце: отрасль обеспокоена растущими биологическими угрозами, вирусом заражена огромная страна-сосед России, сами мы входим в десятку крупнейших экспортеров мяса и не можем рисковать здоровьем скота. А тут еще мировая практика на стороне запрета: в США и Европу нельзя ввозить животноводческую продукцию. А в Японии недавно ввели жесткое наказание за это: до трех лет каторжных работ.

«Если мы хотим быть ведущими экспортерами, то нужно жить по международным правилам. А у нас получается так: пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — сетует Юшин, призывая покончить с «безалаберностью» и «половинчатыми мерами».

А громом, по всей видимости, может стать какая-нибудь резвая свинюшка, заразившаяся от соприкосновения с хамоном. Кстати, собственно, хамон, пармезан и вообще конкретные наименования продукции в предложении ассоциации не прописаны. Как заявили авторы письма, уточнить список предстоит Россельхознадзору. Однако уже ясно, что речь идет не только о сыром мясе, но и о всех готовых к употреблению вкусностях.

В Минсельхозе подтвердили получение письма из НМА. На запрос «МК» в министерстве ответили, что поддерживают озабоченность отраслевиков по поводу заноса заразных болезней животных в России. «В настоящее время Минсельхоз России рассматривает предложения Национальной Мясной Ассоциации о временном запрете и повышении мер ответственности за незаконный ввоз продукции животного происхождения из-за рубежа», — отмечается в ответе ведомства.

Заметим, что в Национальную мясную ассоциацию входят крупнейшие производители мясной продукции — «Черкизово», «Мираторг», «Велком» и другие. В отраслевые организации участники рынка вступают не просто так: подобные организации обычно выступают лоббистами их интересов. На первый взгляд тут нет ничего «криминального»: отраслевики боятся потерь из-за заражения скота. В Минсельхозе тоже боятся. Вот только между рассмотрением предложения и реальными действиями — большая пропасть. Само же министерство признает, о чем написало в ответе на запрос: в настоящее время и так существуют меры по ограничению ввоза подконтрольных товаров частными лицами. То есть, у Россельхознадзора уже есть полномочия вводить запрет на ввоз животноводческих товаров из неблагонадежных стран.

«Если нужные решения не будут приниматься, потом через полгода, когда цены поднимутся из-за мирового глобального дефицита свинины, я напомню, почему это произошло, чтобы никто локти не кусал», — заключил глава НМА наш разговор. И тут все встало на свои места. «А мы предупреждали!» — это же идеальное оправдание для отрасли в случае, если им понадобится поднять цены на мясо. Потребителю скажут: свиная чума виновата. При любом исходе — запретят ввоз или нет— производители буду в выигрыше. Да и государство тоже: ограничивать право выбора граждан под предлогом отстаивания национального суверенитета сейчас в моде. Что же, будем поедать санкционку на таможне, чтобы не посягать на биологический суверенитет страны.

Автор: Инна Деготькова
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением