Аналитики рассказали о последствиях российско-украинского спора
«Газпром» начал процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом». Газовый конфликт между Россией и Украиной может ударить по суверенному рейтингу России, считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По мнению эксперта, отказ российской монополии от украинского газового транзита с высокой вероятностью приведет к снижению экспортной выручки и, как следствие, падению доходов бюджета. «Кроме налогов и экспортных пошлин, речь идет ещё и о дивидендах на государственную долю в акционерном капитале газового холдинга», — подчеркнул он. Вероятность понижения до «мусорного» уровня рейтингов международных агентств S&P и Fitch, с точки зрения Разуваева, не очень высока. Однако Moody’s вполне может отложить повышение суверенного рейтинга России до инвестиционной категории. «При этом кредитные рейтинги самого «Газпрома» более уязвимы, чем суверенные рейтинги России, — отметил аналитик. — Российская компания может пролоббировать повышение тарифов на внутреннем рынке с целью компенсировать финансовые потери в Европе». В свою очередь такая перспектива непременно приведет к повышению тарифов на газ, что отрицательно скажется на темпах экономического роста в России, а также вряд ли обрадует простых россиян.
«Цена на газ вырастет, и вырастет существенно, так как «Нафтогаз» уже проводит политику «суверенитета», но какого-то странного – закупая газ в Европе, преимущественно в Словакии и Польше, по реверсу, в основном это тот же самый российский газ, но вчетверо дороже, чем у «Газпрома», — подчеркивает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. — Будут существенные социальные последствия в виде возвращения страны к росту безработицы, которая в 2017 году только начала немного сокращаться, росту инфляции, а также усиления разрыва доходов богатых и бедных».
В разговоре с «МК» эксперт подчеркнула, что из-за расторжения контрактов с украинской компанией поставки газа в Европу прерваны не будут, так как у России есть возможности альтернативных маршрутов. Прежде всего, это «Северный поток», который можно полностью загрузить, а также газопровод «Ямал-Европа» через Белоруссию и Польшу.
«Сложившаяся ситуация будет толкать Евросоюз к ускорению принятия решений о строительстве новых газопроводов – «Северный поток-2» и «Турецкий поток», — продолжила Мильчакова. — Если эти два газопровода будут построены, то вопрос транзитере в виде украинской газотранспортной системы (ГТС) будет решен полностью и навсегда: ГТС Украины перестанет иметь значение и для «Газпрома» и для Европы».
Автор: Людмила Александрова
Источник