Или не диагностировать вовсе, если не хочется брать на себя ответственность
фото: pixabay.com
Зампред правительства РФ Ольга Голодец уже дала распоряжение Минздраву в срок до 1 октября установить предельное время постановки диагноза и госпитализации пациентов с онкологическими диагнозами. Для этого, во-первых, предполагается, что диагностика станет более «крутой». К тому же, как только будет поставлен диагноз, в течение двух недель пациенты должны будут начать получать терапию, что на практике сегодня происходит не так уж и часто. Точнее — происходит крайне редко. Порой пациенты тратят недели и даже месяцы на хождение по кабинетам, прежде чем получают реальную помощь. Их посылают к ненужным специалистам, заставляют делать ненужные анализы.
А вот до 1 ноября профильное ведомство должно будет утвердить рекомендации для медиков, каким образом проводить ранний скрининг онкологии в поликлиниках. В общем, все сводится к тому, что в стране сказочным образом должны ускорить выявление людей с диагнозом «рак» и в максимально быстрые сроки начать их лечить, не отсылая из кабинета в кабинет, не направляя на ненужные консультации и исследования. Эксперты считают, что для этого в стране потребуется создать автоматизированную систему учета движения раковых пациентов. Подобная, кстати, уже два года как существует в северной столице; в Москве и Свердловской области ее лишь планируют создать. Как считают в Совете при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, если процесс будет организован с толком, любой онкологический диагноз можно поставить всего за 10-15 дней. В реальности же во многих регионах страны на это уходит в среднем месяц, а иногда человек живет в неведении о своем заболевании годами.
Но проблема не только в том, что врачи стремятся уйти от ответственности в этих вопросах, а потому посылают пациентов на дополнительные консультации, но и в том, что специалистов и достойного оборудования в наших поликлиниках катастрофически не хватает. Поэтому на практике соблюсти такие сжатые сроки постановки диагноза на практике можно лишь в крупных городах типа Москвы и Санкт-Петербурга. Есть регионы, в которых онкологов в поликлиниках нет вообще. Некоторые врачи полагают, что реальные сроки для постановки диагноза должны составлять не менее полутора месяцев. Да и то — они должны быть рекомендательными, а не обязательными. В противном случае врачи будут бояться срывать сроки и торопиться начинать лечить пациентов абы чем.
Как считает член комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной Палаты РФ Владимир Першин, которые работает главврачом Чукотской окружной больницы, огромное количество онкологических заболеваний проходят бессимптомно и определяются только после обследования, когда находят какое-либо образование, например, в легких или в мозге: «Это «молчаливые» образования, люди в данных случаях ни на что не жалуются. Ну а то, что пациенты долго ходят по кабинетам, часто связано с нехваткой специалистов, а не с тем, что им не хотят оказывать помощь. Еще одна проблема заключается в том, что жалобы при онкологии часто похожи на симптомы других заболеваний, например, боль в области желудка. Это не характерная для онкологии жалоба, и часто просто не хватает обследований. Помимо этого, энерговооруженность труда лечебных учреждений в регионах бывает недостаточна – нам, например, часто приходится посылать людей в Москву, чтобы провести точное обследование для выявления сложных форм рака».
Доктор Першин не спорит, что людям нужно максимально быстро оказывать медицинскую помощь. «Но сейчас привязывать больницы к конкретным срокам – это значит увеличивать количество судебных исков против больницы. На этот фактор дополнительно будут опираться родственники больных и контролирующие органы. Нельзя этого допускать, поскольку врачам некогда ходить и судиться. Работоспособность врачей после разговоров с сотрудниками следственных органов существенно снижается. Им потом снова нужно идти делать операции, а у них руки трясутся. Хотя в этих жалобах речь не идет о каком-то криминале, их просто вызывают на разговор. Я считаю, что установление таких сроков должно носить рекомендательный характер и что должны быть разработаны специфичные стандарты для обследований. Иначе мы просто потеряем врачей», — считает эксперт.
Автор: Екатерина Пичугина
Источник