Ждите роста цен на АЗС
фото: Геннадий Черкасов
В конце июня биржевые индексы цен нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) вышли на свои исторические максимумы. Индекс самого массового топлива Аи-92 к концу июня достиг значения выше 42 тысяч рублей за тонну, что равноценно примерно 31,5 рубля за литр топлива. Рост с уровня последнего дня торгов биржи в 2015 году составил 33,4%.
Справедливости ради стоит заметить, что биржевые котировки скорее являются индикативными значениями, они далеко не всегда совпадают со средними оптовыми ценами реального рынка. Но в целом они верно демонстрируют направление движения цен, в том числе на розничном рынке.
Поэтому удивление, скорее, должна вызывать именно стагнация розничных цен. Средняя розничная цена бензина марки Аи-92 на автозаправках России в конце 2015 года равнялась, по данным Росстата, 33,95 рубля за литр, то есть она была на 43,7% выше биржевой. Если бы это соотношение оставалось неизменным, сегодняшняя розничная цена 92-го бензина достигала бы 45 рублей за литр. Но это не так, сейчас стоимость бензина на заправках как минимум на 10 рублей ниже — по данным на 20 июня, средняя розничная цена Аи-92 в России составляла 34,65 рубля за литр. Рост средней цены на заправках страны с начала года едва превысил 2%, что не только далеко от биржевого взлета на 33,4%, но и ниже официального уровня инфляции: публикуемый Росстатом индекс потребительских цен вырос за полгода на 3,3%. За таким расхождением может скрываться подспудное нарастание ценовых диспропорций. И это крайне опасно: цены на бензин в таких условиях в любой момент могут продемонстрировать скачкообразный рост.
При этом с фундаментальной точки зрения главными факторами роста цен на бензин являются рост цены на сырье и увеличение акцизов на моторное топливо. В 2015 году в структуре розничных цен бензина стоимость сырья (с учетом вычтенных побочных доходов от сопутствующих продуктов) составляла около 40%. Как мы помним, с декабря 2015 по июнь 2016 года мировые цены на нефть выросли ровно на треть (с 36 до 48 долларов за баррель). Но с учетом снижения за это время курса доллара на 7,14% (с 70 до 65 рублей) рублевые цены на сырье изменились менее значительно. Но все же выросли и они — с 2,5 до 3,1 тысячи рублей за баррель, или на 24%. И если бы доля сырья в структуре цены бензина оставалась неизменной, то только один этот фактор привел бы к подорожанию топлива на 9,6%.
Давайте прибавим к этому то, что правительство уже дважды в этом году (с 1 января и с 1 июня) повышало акцизы на моторное топливо. Общий рост акциза составил почти 63% за полгода. В прошлом году акциз равнялся 6,2 тыс. рублей за тонну, или 4,64 рубля за литр; с начала года — 7,54 тыс. рублей за тонну (около 5,62 рубля за литр). На текущий момент акциз равняется 10,13 тыс. рублей на тонну бензина, или 7,55 рубля за литр топлива, и уже составляет около 20% его цены. Доля акциза в бензине выросла почти на 2,9 рубля, что должно было толкнуть цену вверх еще на 8,5%.
Таким образом, вызывает удивление не факт роста биржевых цен на топливо, а скорее недостаточный рост розничных цен на заправках. Очевидно, что вертикально интегрированные нефтяные компании, имеющие своих производителей топлива и свои розничные сети автозаправок, под давлением конкуренции и снижения покупательской способности сдерживают рост розничных цен, перераспределяя издержки внутри корпораций. Но так же очевидно, что их возможности на исходе, и сжатая пружина розничных цен может распрямиться в любой момент. В этом случае розничные цены на моторное топливо могут вырасти на 15–20% за короткое время. И это коснется не только автовладельцев: на сравнимую цену вырастет и стоимость всех автоперевозок, а значит — подорожают и товары в большинстве магазинов.
Автор: Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ»
Источник