Тайны похоронного бизнеса: как агенты наживаются на убитых горем гражданах

Сотрудник ритуальной конторы раскрывает профессиональные тайны.

Сферу ритуальных услуг в последние месяцы раз за разом сотрясают громкие скандалы: в начале мая Интернет взорвало видео с Колпинского кладбища Санкт-Петербурга, где местные работники, не церемонясь, швыряли гробы на землю и скопом закапывали их экскаватором. А уже в июне выяснилось, что санитары морга подмосковного Дедовска на протяжении многих лет обирали родственников умерших на сотни тысяч и даже миллионы рублей. Все эти истории заставляют задуматься — что же на самом деле творится в сфере ритуальных услуг? О чем молчат ее работники? И какие шокирующие тайны похоронных дел надежно скрыты от обывателей? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент «МК» встретился с одним из подмосковных ритуальных агентов, который решился нарушить «обет молчания», принятый у людей этой профессии, и описал, как на самом деле устроена анатомия похоронного дела. Оговоримся сразу — мы не обвиняем ни в чем конкретных работников скорбного бизнеса. Но кое-какие тонкости мира иного, на наш взгляд, граждане просто обязаны знать.


фото: Геннадий Черкасов

 — Похоронные агенты — это первые ритуальщики, с которыми люди сталкиваются после смерти близкого человека, — рассказывает мой собеседник Дмитрий (имя изменено). — Сведения о смертях они получают от своих информаторов в экстренных службах. Утром агент отзванивается своему информатору и говорит: «Я в работе». Это означает, что он сидит дома и ждет звонка. Когда информатор получает информацию о чьей-то смерти, то быстро прикидывает по карте, какой агент может домчаться на место за 15 минут, — и дает ему наводку. За каждую смерть агент платит информатору после похорон «гонорар» — по Москве это от 10 до 20 тысяч рублей, в зависимости от их договоренности между собой. Плюс за свои услуги он берет как минимум тысяч 15. Вот и получается, что из-за этих агентских «накруток» похороны в Москве при себестоимости в 30–35 тысяч рублей обходятся в среднем в 70 тысяч.

— Да очень просто. Причем иногда прямо под дверью из них собираются очереди из нескольких человек, ведь информаторы у каждого агента свои. А бывает и так, что они приезжают раньше экстренных служб и сталкиваются с совершенно неожиданными ситуациями. Помню, была история: информатор дает наводку — в квартире умерла бабушка. Агент приходит — видит, дверь открыта. Заглядывает — а дедушка, который звонил, повесился… Так что очередь — это меньшее из зол. А еще некоторые агенты работают вместе с полицией и «скорой», отдавая работникам экстренных служб долю своей прибыли. К примеру, в одном из районов на востоке Москвы уже много лет работает такая женщина — Жанна. Она сразу звонит в квартиру и говорит — мол, я агент из полиции. А когда полицейские приезжают, то спокойно это подтверждают. Кстати, у агентов есть одна примета — если родственники пригласили попить чаю, значит, заказ уже никуда не денется.

— Тогда те вполне могут пустить в ход «угрозы». Самая популярная — это судебный морг: отправить туда тело полицейские могут на основании малейшего подозрения в насильственной смерти. В «судебке» обязательно проводится вскрытие — а вскрывают у нас по-разному. Могут тело испортить, ведь судмедэксперту важно понять, из-за чего произошла смерть, а что будет с самим усопшим, не самое главное. Но куда более вероятно, что выйдет из этого морга уже «мешок с опилками» — т.е. тело, у которого почти полностью изъяты внутренние органы (их поставляют в медвузы). Многие люди думают, что без их письменного согласия изымать органы не могут. К сожалению, это не так — по нашим законам могут. Чтобы этого не делали, нужно оформлять письменное заявление, заверенное нотариусом, и лучше, чтобы оно было написано еще при жизни «владельца» тела.

— Несмотря на весь цинизм их работы, в ней есть одно исключение — это похороны детей. К ним всегда особое отношение: за них даже самые беспринципные агенты всегда берут деньги по себестоимости похорон, информаторы не берут ничего, а копка могилы вместо 10 тысяч рублей обходится всего в 100 рублей. При этом работники ритуальных бюро за такие случаи вообще не берутся — считается очень дурным знаком. А детьми ритуальщики считают тех, кому не исполнилось либо 14, либо 16 лет — у кого как.


фото: Геннадий Черкасов

 — Ритуальные агенты морги ненавидят, — говорит Дмитрий, — зачастую там в комнатах для оформления документов выставлены венки и гробы по ценам куда ниже агентских. Если родственники увидят их — все, агент со своим «заказом» может попрощаться. Поэтому он всегда старается всеми силами в морг своих клиентов не пускать. Может сказать, что, мол, там работают одни мошенники, и если они родственников покойного увидят, то сразу же попытаются на них нажиться. Может предложить встретиться у центрального корпуса больницы в 10 часов утра, а сам приехать пораньше и все быстро оформить. Да хоть в машине запереть — вариантов масса…

 — Есть ли какие-то особенности в работе моргов, к примеру, на праздники?

— Если люди верующие, им очень важно, чтобы тело их близкого похоронили именно на третий день после смерти. Но на праздники, особенно новогодние, количество смертей в городе резко возрастает — раза в 2–3. Причем умирают по глупости — от алкоголя, замерзая на улице и т.д. А тела в моргах выдаются по графику, и на новогодние праздники там очень серьезные проблемы с этой выдачей — на нее просто времени нет. А людям же третий день важен… Поэтому приходится платить — в среднем от 3 до 5 тысяч — за выдачу без очереди. Иначе никак.

 — А разве тела не портятся от долгого хранения?

— Ну их же для того и бальзамируют! У меня был случай — я хоронил женщину на 7-й день после смерти. Просто ее сын летел из Ханты-Мансийска, а погода нелетная была. Ну ничего, все нормально прошло — просто понадобилось больше косметики, грим обошелся дороже. Кстати, все почему-то думают, что в моргах есть бесконечные ряды стальных полок-холодильников, где лежат тела с бирками. Чаще всего они лежат на каталках в помещениях с кондиционером.

 — Что касается «бумажной» стороны похорон — есть ли у нее какие-то подводные камни?

— Свои особенности есть у посещения районных Многофункциональных центров (МФЦ), где получают гербовое свидетельство о смерти. Наверное, это единственный этап организации похорон, который обходится без коррупции, самый порядочный. Конечно, у него есть свои особенности. Главная — сюда приносится паспорт умершего, а это ключ ко всем похоронам. Документ пытаются забрать полицейские, врачи, агенты — кто угодно. Если паспорт действительно утерян — это одна история: тогда МФЦ выдает соответствующую справку для организации похорон, а сам документ объявляется в розыск. Но если родственники по своей глупости отдали его нечистому на руку агенту, то тот, оформляя документы в МФЦ, сразу же укажет и сам факт наличия паспорта, и все его данные. После этого утерянным документ уже никак не признаешь. И бывают такие случаи, что нечистые на руку агенты идут на прямой шантаж родственников покойного — мол, паспорт у нас, без него похороны не оформить, поэтому платите 200–300 тысяч, иначе они вообще не состоятся. Конечно, можно написать на таких злоумышленников заявление в полицию, но тогда о похоронах на третий день придется забыть.

 — Во-первых, на каком основании агент, не являющийся родственником, может зарегистрировать паспорт покойного в МФЦ? А во-вторых, ему, получается, документ отдавать нельзя?

— Из-за особенностей нашего законодательства в качестве организатора похорон может выступать вообще кто угодно, любое лицо. Поэтому зарегистрировать паспорт покойного в таком статусе агент сможет спокойно. Этот документ в МФЦ лучше нести самостоятельно — на всякий случай.


фото: Геннадий Черкасов

Полцарства за копку могил

 — Копщики — это одни из самых молчаливых людей в и без того не слишком общительном ритуальном сообществе, — рассказывает Дмитрий. — Именно копщики, а не могильщики (так себя сотрудники кладбищ никогда не называют). Наоборот, они стараются возвысить себя, называя порой чуть ли не менеджерами по захоронению, хотя их работа, по сути, весьма незамысловата. При этом благодаря всевозможным уловкам они умудряются зарабатывать огромные деньги. К примеру, копщики никогда не подпустят ритуальный автобус слишком близко к могиле — остановят метров за 30. По народной примете нести гроб родственникам нельзя — дурной знак. Поэтому здесь копщики выступают как грузчики — за что им полагается 5 тысяч рублей на бригаду из 4 человек (это не считая копки могилы, которая стоит в районе 10 тысяч рублей). Тут же их бригадир намекнет, что неплохо бы за «труды» поблагодарить. Это еще 5 тысяч. Если родные согласны — один разговор. Если нет — ждать придется часа 2–3.

 — Получается, 20 тысяч на четверых за одну могилу — и все мимо кассы?

— Именно так. Есть у копщиков и другие источники дохода: если у покойного рост больше 2 метров — это проблема, поскольку по закону для захоронений на одно лицо дается участок площадью 1,8 на 2 метра, где одно место остается свободным. Как там хоронить такого «баскетболиста» — большой вопрос, но копщики за деньги готовы его решить. С самим участком — тоже отдельная песня: где его располагать, копщик решает сам. Может у заасфальтированной дорожки, а может где-нибудь в низине, на болоте. Хочешь лучшие места? Гони еще 20 тысяч рублей. С памятниками тоже история: их установку «менеджеры по захоронениям» производят за зарплату. А вот демонтаж старого монумента — за вознаграждение. Поэтому, когда в могилу производится подхоранивание, копщики всеми силами убеждают родных, что старый памятник нужно передвинуть. И этот маневр стоит еще тысяч 10. Одним словом, даже в самый «неурожайный» день копщик свои 10 тысяч рублей получит. Если у нас в месяце как минимум 20 рабочих дней, то это уже 200 тысяч рублей. На практике — больше.

 — А как обстоит дело с закрытыми кладбищами в пределах МКАДа? Похорон там должно быть немного — ведь они возможны лишь в родовые могилы…

— Их сотрудники действительно немного зарабатывают на фоне открытых кладбищ — а потому и деньги пытаются требовать всеми возможными способами. К примеру, сын пришел хоронить мать — могила оформлена на нее. А ему говорят, что, мол, лет 5 назад какая-то женщина написала претензию, что имеет долю на участке, а потому хоронить не будем. В итоге — скандал, но похороны все же проводят полдня спустя, вымогательство не удалось. Правда, документы на могилу молодому человеку так и не отдали — получать их пришлось через суд. Вообще работникам закрытых кладбищ выгодно, чтобы захоронения как можно дольше находились в «подвешенном» состоянии. Ведь по действующим законам, если за могилой не следят 15 лет, то туда допускается захоронение сторонних лиц, а это финансово заманчивая перспектива для тех же копщиков. Поэтому хотя бы раз в год для уборки на могилу приезжать нужно — ну или можно заключить договор по уходу за ней с администрацией кладбища. Хотя в итоге уборка, благоустройство и восстановление оград ложится на тех же копщиков, принося им дополнительные барыши.

 — Пытаются ли на закрытых кладбищах «впаривать» какие-то ненужные дополнительные услуги?

— Сколько угодно! У меня был случай — мне говорят: «Давайте драпировать могилу еловым лапником за 5 тысяч рублей. Мол, там захоронение было 45 лет назад — кости будут видны, все в обморок попадают». Ну еще могут предлагать лифт, чтобы гроб красиво в могилу спускался, или музыкальное сопровождение. Обычно заказывают похоронный марш или православный хор, но знаю случаи, когда и песни Михаила Круга поставить просили. Так бывает на похоронах героев «лихих 90-х».

Тайны урн из крематориев

 — Считается, что кремация — это один из самых простых похоронных ритуалов, — говорит Дмитрий. — Впрочем, мало кто задумывается о том, что ее суть весьма неприятна. Ведь чей прах вам выдадут в урне, никто не знает. Крематории работают по принципу конвейера, и никто не будет делать индивидуальную печь под каждое тело. На выходе из него получается перемешанный прах всех покойных, и именно его засыпают в урны. Кроме того, есть там очень нехорошая ситуация, про которую никто никогда не говорит: хорошие гробы не сжигают, а продают по второму кругу. Ведь это деньги!

 — Есть ли какая-то специфика у покупки гробов?

— Главное — заказывать его надо самостоятельно. При заказе у агентов часто встречаются такие ситуации: предлагают гроб за 2,5 тысячи. Вроде по себестоимости, все в порядке. Вот только обивка встанет еще в 1,5 тысячи, рюшки по краям — еще тысяча, а еще крест, подушка, тапочки… И вот уже его стоимость выросла в 4 раза — до 10 тысяч рублей. Особо циничные могут еще и крышку отдельно продать.

 — Получается, что финальный аккорд похорон — это когда гроб закопали в землю или сожгли?

— Есть еще один момент — это выплата компенсаций за похороны. В Москве это около 16 тысяч рублей, в области — 5 тысяч. Если умерший ветеран ВОВ или имеет ряд других льгот, то компенсация может достигать и 30 тысяч рублей. Получить ее можно в собесе по месту проживания на протяжении полугода после похорон, предъявив специальную справку. Правда, компенсация далеко не всегда доходит до родственников умершего: недобросовестные ритуальные агенты частенько самостоятельно получают и обналичивают эти справки, ни слова не говоря об этом своим клиентам.

 — Неужели эти ритуальщики так мало получают, чтобы на такие уловки идти?

— Ритуальный агент в Москве может зарабатывать и 200, и 250 тысяч рублей — но деньги, как говорится, лишними не бывают. Некоторым от них вообще крышу сносит: работала агентом одна девушка — выполнила несколько похорон, собрала деньги и исчезла в неизвестном направлении. Хотя чему тут удивляться? У обычного человека как — утром кофе, офис, монитор… А у агента — подъем в 7 утра и морг. Следующим утром — на кладбище. И так без конца.

 — Но вы-то в этом бизнесе до сих пор…

— Я в него попал случайно — и с самого начала понимал, что не задержусь здесь на всю жизнь. Скоро планирую уходить — потянуло в другие места. И в ритуальщики вряд ли вернусь. Их работа — это бесконечная коррупция и взятки. Чтобы их не было, нужна единая государственная ритуальная служба, наподобие той, что действует в странах Прибалтики. Когда человек умирает, его родственники обращаются туда — и там все делают за них. Вот тогда коррупции не будет. И иначе — никак.

Алексей Стейнерт.

СПРАВКА «МК»

КАК У НИХ? ПОХОРОНЫ ПО-АМЕРИКАНСКИ

В США на данный момент более 19 тысяч зарегистрированных похоронных бюро, 80%  которых — частные компании. Все они выплачивают налоги со своей деятельности, и их прейскуранты являются общедоступными — то есть цена на отдельный вид услуги не может определяться в устном порядке, «по договоренности» — родственники усопшего лишь выбирают необходимые им процедуры из числа предложенных.

Средняя стоимость похоронных процедур по стране составляет более 4 тысяч долларов (при этом в некоторых штатах захоронение усопшего обойдется всего в тысячу долларов: в подобном случае бальзамирование может обойтись примерно в 700 долларов, более 200 — за другие процедуры с телом, например, накладывание макияжа, и еще полтысячи придется отдать за услуги персонала похоронного бюро). Порядка 300 долларов в среднем стоит прокат катафалка и еще примерно 150 долларов — одна машина для родственников, как правило, микроавтобус. Цены на все эти виды услуг ощутимо ниже в маленьких городах, где расстояния меньше. В зависимости от того, на какой день проводятся похороны, то есть сколько тело находится в бюро, сумма, разумеется, возрастает.

Кроме того, похоронные бюро предоставляют услуги по изготовлению различных типографских материалов, в частности, приглашений на похороны и последующие мероприятия, и могут договориться с местной церковью об отпевании.

Если родные или усопший предпочли погребению кремацию, это увеличит стоимость всех мероприятий примерно на две тысячи долларов — такова средняя стоимость урны. Почти в такую же сумму может обойтись и надгробный монумент — при условии, что похоронное бюро их изготавливает, что далеко не повсеместно.

Как следствие, похоронные бюро часто бывают заинтересованы в том, чтобы на некоторое время отложить похороны — иными словами, чем дольше тело усопшего хранится в бюро, насколько это позволяют проведенные процедуры, тем дороже это будет стоить. В то же время существуют четкие ограничения — если руководство бюро не может представить веских причин для задержки с захоронением, клиенты вправе потребовать компенсацию в судебном порядке.

Ренат Аабдуллин.

СПРАВКА «МК»

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ АГЕНТА РИТУАЛЬНОГО БЮРО?

• Заказывать агента нужно из того города, где будут проводиться похороны. Подмосковные агенты не знают специфики Москвы — и наоборот.

• Соглашаться на уговоры агентов, стоящих у двери, не нужно: стоимость похорон в этом случае возрастает на 10–20 тысяч рублей, идущих в карман информатору.

• Проверять удостоверение у агента не имеет смысла — его легко подделать. Нужно попросить паспорт, переписать его данные, а также узнать номер договора агента или его бюро с ГУП «Ритуал».

• У агента необходимо попросить полную смету похорон с указанием доли, которую он заберет себе, а также письменным заверением, что в процессе итоговая сумма не изменится. Слишком низкая стоимость похорон должна настораживать (в среднем по Москве она составляет около 70 тысяч рублей).

• Деньги на текущий этап похорон выдаются родственниками по мере необходимости. Однако итоговый расчет с агентом осуществляется непосредственно после окончания всех ритуальных обрядов.

Автор: Алексей Стейнерт, Автор: Ренат Абдуллин

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26872 от 30 июля 2015

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением