Волна шпиономании, похоже, поднимается в России не на шутку. Вслед за ядерщиком Владимиром Голубевым и еще 17 осужденными за измену Родине за последние два года гражданами теперь обвиняют высококлассного специалиста Владимира Лапыгина, который с 90-х годов руководил Центром аэродинамических испытаний ЦНИИмаш — ведущего института Роскосмоса. Говорят, что уважаемому ученому и преподавателю ставят в вину совместные работы с китайцами. «Не верю», — сказал отнюдь не Станиславский, а коллега Лапыгина — профессор Лев Лысенко.
Фото: Геннадий Черкасов
Вообще-то, если речь идет о продаже космических секретов китайцам, то сажать под домашний арест надо всех бывших руководителей Роскосмоса (если не брать выше). Ведь вся космическая техника Поднебесной как две капли воды похожа на нашу! С этим никто не спорит, а когда спрашиваешь спецов отрасли: «Как же так произошло?», они лишь руками разводят: мол в начале 90-х китайцы официально «перенимали наш опыт», закупали ракеты, стажировались в нашем Центре подготовки космонавтов… А теперь, значит, началась чистка?
Да, 74-летний Владимир Лапыгин как ученый участвовал в международных конгрессах, выезжал и в Китай, и в другие страны. К примеру, иногда выезжал на ежегодный конгресс IFAK (Международной федерации по автоматическому управлению). Ну и что?
Как удалось узнать «МК», тучи сгустились над Лапыгиными еще два года назад. Почти никто не понял тогда, почему его сняли с должности руководителя Центра аэродинамических испытаний, которым он руководил около двадцати лет. На этот пост Владимира Ивановича, у которого вся жизнь была связана с ЦНИИ машиностроения, выбирал трудовой коллектив. И вот такой финал. Лапыгина посадили под домашний арест еще в мае, сейчас Лефортовский суд Москвы продлил арест до 13 сентября. «Обвиняемый не стал подавать жалобу на продление ему этой меры пресечения», — сообщила пресс-секретарь суда Юлия Скотникова.
Для того, чтобы составить более полное мнение об ученом Владимире Лапыгине, который кроме работы в ЦНИИмаше, еще и преподавал в МГТУ им. Баумана, мы позвонили его бывшему коллеге Льву Лысенко, который возглавлял кафедру баллистики и аэродинамики МГТУ им. Баумана в то время, когда сюда был принят на работу Лапыгин.
— Я с ним познакомился, когда был руководителем кафедры, — говорит Лысенко. — Студенты наши практиковались в его центре в ЦНИИИмаше. Он очень грамотно организовал учебный процесс.
-Он оставался у нас доцентом, читал студентам лекции. К нему, как к преподавателю никаких претензий было. Могу точно сказать, что с его преподавательской деятельностью в МГТУ это никак не может быть связано. Не верю я и в то, что он способен был на госизмену. Владимир Иванович был достаточно опытным человеком, очень хорошо представляющим, что можно и что нельзя, к тому же он с большим пиететом относился к понятию «Родина».
— Я не знаком с его деятельностью в институте. Знаю лишь, что еще со времен учебы в МАИ у него было желание защитить докторскую диссертацию по теме, связанной с аэродинамическим характеристикам таких космических систем, как «Буран». Но шли года, актуальность этой тематики со временем утихла, так что докторскую он так и не защитил.
Автор: Наталья Веденеева
Заголовок в газете: Шпионские страсти космического масштаба
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26871 от 29 июля 2015
Источник