Если Маккейн специально морозит себе уши, у нас нет повода стрелять себе в ногу.
«Маккейн назло бабушке решил отморозить себе уши» — иронические комментарии, которые по любому поводу щедро раздает главный юморист нашего правительства, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, далеко не всегда оказываются уместными и даже смешными. Но в данном случае босс нашего ВПК попал в точку.
фото: Елена Минашкина
Позиция, занятая известным американским сенатором по поводу закупки Америкой российских ракетных двигателей — пусть мы ограничим свои возможности летать в космос, но у проклятой Москвы ничего покупать не будем, — это действительно нечто феноменальное. И все бы ничего, кроме одного: пока обуреваемый крайней формой русофобии Маккейн все больше вылетает за пределы здравого смысла, кое-кто в политической Москве занят чем-то еще даже более странным.
Мы непонятно ради чего подыгрываем самым патологическим ненавистникам России в странах Балтии и с готовностью подтверждаем их самые безумные страшилки про нашу страну. Мы не просто вкладываем им в руки политическое оружие, которое непременно будет использовано против нас.
Что именно вызвало у меня столь сильные эмоции? Сухие строчки сообщения, которое появилось на сайте уважаемого информационного агентства Интерфакс: «Генеральная прокуратура России начала проверку законности признания независимости республик Прибалтики Государственным советом СССР в 1991 году», — сообщил Интерфаксу во вторник источник, знакомый с ситуацией.
«Юридически решение о признании независимости стран Балтии ущербно в связи с тем, что оно принималось неконституционным путем», — прокомментировал собеседник агентства соответствующий депутатский запрос в главное надзорное ведомство. По его мнению, ответ на это «будет аналогичен запросу по Крыму». Собеседник агентства напомнил, что Генпрокуратура РФ уже признала незаконным решение о передаче в 1954 году Крыма из состава РСФСР в состав Украины. Однако, по его словам, это решение не имеет реальных правовых последствий.
Если никаких «реальных правовых последствий не будет», то зачем тогда городить весь этот огород? Ведь политические последствия у этой умозрительной юридической дискуссии будут обязательно — и самые неприятные для нашей страны.
Если пообщаться с политиками из стран Балтии — причем не какими-нибудь там маргиналами, а вполне себе серьезными действующими президентами, премьерами и министрами, — то может создаться абсолютная иллюзия: ты имеешь дело с существами из параллельной политической вселенной. Эти люди то ли искусно притворяются, то ли на самом деле думают: мы здесь, в Москве, твердо решили вновь лишить Литву, Латвию и Эстонию независимости. И если не завтра, то уж точно послезавтра в Вильнюс, Ригу и Таллин вступят российские танковые части.
Такая ситуация создалась не вчера и не после включения Крыма в состав России в прошлом году. Я, например, помню свое изумление, когда в 2011 году мой исключительно адекватный во всех прочих отношениях литовский друг вдруг у меня полюбопытствовал: «Почему Россия проводит в отношении Литвы политику империализма? Почему вы хотите вновь нас поработить и поставить на колени?»
Все мы — «продукты» прошлого с его страхами, предрассудками и психологическими комплексами. ХХ век нанес коренным народам Латвии, Литвы и Эстонии мощную психологическую травму. Едва обретя независимость после революции 1917 года, они уже в 1940 году ее потеряли. Да, в 1991 году ситуация еще раз поменялась. Но страх перед «агрессивной Москвой» в странах Балтии никуда не ушел. Он сохранился в подкорке и последовательно мешал этим государствам строить нормальные, ровные и прагматичные отношения с Россией — отношения, которые нужны как Москве, так и самим прибалтам.
Ясно, что крымская ситуация не могла не спровоцировать усиления у прибалтов их застарелых политико-психологических комплексов. Но зачем усиливать эти комплексы еще больше — ничего при этом в политическом плане не выигрывая? Не надо думать, что страны Балтии независимы прежде всего в том смысле, что от них ничего не зависит. Латвия, Литва, Эстония вместе образуют одну из опор антироссийской коалиции внутри НАТО и Европейского Союза.
Угрозы из Москвы — а именно так в Вильнюсе, Таллине и Риге будут трактовать наши странные юридические экзерсисы — не заставят прибалтов занять в отношении России более взвешенную и сбалансированную позицию. Угрозы лишь еще более их ожесточат и придадут им дополнительной уверенности в своей правоте.
Я далек от того, чтобы обвинять в чем-то российскую Генеральную прокуратуру. Эта организация не имеет права отказываться рассматривать депутатский запрос — тем более, если речь идет о запросе, имеющем под собой формальные юридические основания. Я не уверен и в том, что у меня есть моральное право обвинять в чем-то и обратившихся с запросом в прокуратуру депутатов — членов «Единой России» Евгения Федорова и Антона Романова. В конце концов, они действуют в рамках своих конституционных прерогатив.
Но общий суммарный эффект происходящего вызывает у меня состояние шока. Копаясь «ради интереса» в юридических тонкостях, мы не должны упускать из виду политическую «цену» подобных исследований. Джон Маккейн не должен быть в наших глазах образцом для подражания. Если он решил отморозить себе уши, у нас нет поводов стрелять себе в ногу.
Автор: Михаил Ростовский