Изменения в Правилах дорожного движения с 1 июля: наш ликбез


фото: Геннадий Черкасов

Поправок, глобально влияющих на взаимоотношения водителей с соседями по потоку и с полицией, всего две, но к ним стоит отнестись крайне серьезно. В первую очередь, начиная с 1 июня, практически автомобилисты, ставшие участниками ДТП, обязаны убирать свои машины с проезжей части.

Предписанный алгоритм действий в новой редакции ПДД прописан достаточно четко. Возможных вариантов четыре. Первый предусматривает аварию с пострадавшими. Действия должны развиваться по следующему сценарию: водитель (пассажир, очевидец) вызывает «скорую» и полицию, которые, собственно и занимаются оформлением необходимых документов. К слову, это единственный случай, когда требование убрать автомобили с дороги, даже если они блокируют проезд, не является обязательным к исполнению.
Справка МК
Как теперь проводится медосвидетельствование водителя

Водитель проходит проверку с помощью алкотестера. В случае, если он не согласен с результатами, — пройти повторное освидетельствование у врача. Либо сразу отказаться от обеих процедур. Параллельно сотрудники ГИБДД проверяют его по базе данных. Если выясняется, что водитель уже был наказан за нетрезвую езду, его доставляют в ОВД, притом, сделать это могут сотрудники как ДПС, так и ППС. В околотке с него берут пояснения и могут оформить задержание на 48 часов, в течение которых суд может либо арестовать нарушителя, либо назначить залог, либо отпустить его под подписку о невыезде.

Да, ПДД теперь требуют зафиксировать положение машин, а также следов и предметов, относящихся в аварии, на фото или схематично и после освободить проезжую часть, но в ГИБДД этого делать не рекомендуют. Что, в общем-то, объяснимо, так как аварии с пострадавшими — понятие крайне размытое. Пострадавшим может считаться как человек с легким сотрясением мозга и, так и человек, зажатый в изуродованном в результате столкновения авто, любое непрофессиональное воздействие на которого может оказаться фатальным.

Остальные варианты — ДТП без пострадавших. Тут три подвида. Если участники сошлись во мнениях, четко определив виновника, положение машин фиксируется на фото или опять же схематично, после чего страдальцы едут на пост ДПС, где, собственно, и оформляют аварию окончательно. По аналогичному сценарию развиваются события и в случае, когда они решили воспользоваться «европротоколом». Здесь присутствие полиции не нужно вовсе. Однако здесь нужно быть на 100% уверенным в том, что пострадавший при ремонте уложится в оговоренную правилами страхования сумму — 50 000 рублей.

Третий вариант предусматривает случай, когда к общему знаменателю автомобилисты так и не пришли. Тут важно помнить, что разногласия не снимают с них обязанности убрать машины с дороги. Мало того, если, предположим, они начали спорить, и спор этот затянулся настолько, что они «прозевали» приезд экипажа ГИБДД, каждый из них получит квитанцию на 1000 рублей.

Но, как бы то ни было, убирать машины с дороги водители обязаны даже в этом случае, предварительно зафиксировав положение машин. После того, как все это сделано, участники ДТП вызывают сотрудников ГИБДД и следуют их указаниям. В таких случаях, кстати, инспектор может приехать сам, либо, опять же, направить спорщиков на ближайший пост.

Что касается второго глобального изменения в ПДД, то тут имеется ввиду уголовная ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде. Речь идет о рецидивистах, то есть о тех, кто попался на повторном нарушении менее чем через год после того, как ему вернули «права» за прошлое подобное нарушение. Иными словами, если водителю вернули удостоверение, например, 10 июля прошлого года, а сегодня он вновь попался нетрезвым, его будут считать рецидивистом и накажут по всей строгости. То же самое касается и отказа от медосвидетельствования, а также тех, кто привлекался по 264 статье УК РФ. По ней судят тех, кто совершил ДТП, в результате которого пострадали или погибли люди.

Строгость в нашем случае означает следующее. Прежде, попавшись на пьянке за рулем, даже будучи лишенным прав, водитель отделывался дополнительным 50-тысячным штрафом и риском загреметь в околоток на 15 суток.

Реальных пьяниц это никогда не останавливало, тем более тех, кто официально чуть ли не бомжом считается — имущество переписано на родственников, машина «по доверенности». По факту такие даже штрафы не платили, ибо с них даже пристав ничего не вытрясет… Но теперь суд вправе назначить штраф в 200-300 тысяч рублей или «облагородить» наказание обязательными работами на срок до 480 часов. Особо зарвавшихся же судью будут просто сажать. За решетку. На срок до 2 лет.

В общем, санкции рецидивистам грозят нешуточные. С одной стороны это замечательно, с другой… С другой, мнения разделились. Некоторые законотворцы (в основном из числа разработчиков данных поправок) вроде депутата Вячеслава Лысакова полагают, что данные меры очистят российские дороги от скверны: беспредельщиков посадят, а остальные отделаются значительными штрафами. Так что рост пьянства за рулем как минимум прекратится. Впрочем, существуют и противоположные мнения. Так, известный автоэксперт Виктор Травин назвал новый УК «законом для трезвых», посетовав на то, что пьяных он все равно не сдержит, как бы не ужесточали санкции.

К слову, тут не стоит забывать и о высокой коррупционной составляющей этой поправки. Российская дорожная полиция, увы, неподкупной является только на словах, а принципиальной становится только в том случае, когда речь заходит о каких бы то ни было обвинениях. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что работающие «на земле» сотрудники, с которых, по слухам, родные командиры продолжают требовать ежедневную мзду, не воспользуются случаем «обилетить» попавшего в сети очередного безработного на недешевом «Мерседесе» или «сделать пьяным» транзитного водителя (чем активно пользуются гаишники южных регионов)…

Не стоит забывать и о том, что в поправках пока «плавают» не только водители, но и гаишники и страховщики. К примеру, замглавы Госавтоинспекции РФ Владимир Кузин в недавних интервью не раз утверждал, что сотрудники ДПС не будут штрафовать водителей за то, что те не убрали автомобили с дороги после аварии, поскольку время, за которое те обязаны это сделать, нигде и никем не регламентировано.

Очевидно также и то, что необходимость убирать автомобили с проезжей части после ДТП направлена не только на искоренение причин заторов, но также на популяризацию «европротокола», которым большинство водителей пока пользоваться, мягко говоря, опасается.

Как рассказал в беседе с нашим корреспондентом заместитель начальника управления розничного страхования компании «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников, страховщики относятся к нововведению «исключительно положительно». «Мы поддерживаем инициативу по уменьшению количества пробок и разгрузке улиц. Ведь именно для этого был принят «европротокол», который работает уже не первый год и позволяет оформлять страховые случаи без привлечения ГИБДД» — отметил он.

Однако причины тут кроются не в «серости» и паталогическом нежелании воспринимать все новое и прогрессивное, а в «модели поведения», выстроенной многими страховщиками в отношении своих же клиентов. Проще говоря, они видят в тех «дойных коров», которые нужны лишь для того, чтобы приносить прибыль. О том, что «коров» еще и кормить бы неплохо, большинство дельцов, работающих на страховом рынке даже не задумывается. Тут достаточно вспомнить те фокусы с ОСАГО, из-за которых ЦБ приостановил действие лицензии «Росгосстраха». Притом, речь шла не о местечковой компании, а о страховщике федерального уровня, являющимся монополистом на рынках сразу нескольких регионов… В общем, так или иначе, поправки в ПДД кое-кому нервы, наверняка, попортят. И совсем не обязательно, что им окажется пьяница-рецидивист, регулярно позволяющий себе сесть за руль после пары рюмок.

Автор: Владимир Жидков

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением