Улюкаев сел в аналитическую лужу

Где налоги выше: в России или Китае?

У нашего Минэкономразвития все как у людей. Прошли положенные по сроку без малого девять месяцев после выхода статьи «Точки роста сквозь санкции», как главный экономический бюрократ страны Алексей Улюкаев «родил» на недавних парламентских слушаниях в Госдуме, что правительством «принято решение о создании территорий опережающего развития в рамках моногородов».


фото: Алексей Меринов

Мы не в обиде — пользуйтесь, лишь бы дело шло. Проблема в другом: создание территорий опережающего развития (ТОР) в моногородах, аналогов некогда коррупционно привлекательных свободных экономических зон, если верить Улюкаеву, предусматривает лишь внедрение специальных налоговых режимов. Чем будут заниматься трудоспособные жители 430 российских моногородов — металлурги, горняки, энергетики, представители прочих славных профессий, — а главное, за чей счет «банкет», Улюкаев не уточнил. Депутатам, судя по всему, тоже было фиолетово.

Кстати говоря, на слушаниях Улюкаева, по обыкновению, понесло. Для начала заявив, что «мы хотели бы распространить их (специальные налоговые режимы. — Авт.) полностью на территорию РФ», министр привычно сел в аналитическую лужу, доверительно поведав депутатам, что «у нас на 7–10 процентных пунктов налоговое обременение выше», чем в странах, «которые быстро развиваются — это Китай, страны Юго-Восточной Азии, это и США».

Во-первых, с утверждением, что США «быстро развиваются», согласятся лишь либеральствующие слепцы, к коим, видимо, относится и Улюкаев — ВВП заокеанского «гегемона» снизился в I квартале этого года на неприличные 0,7%.

Во-вторых, страны Юго-Восточной Азии по темпам экономического роста крайне неоднородны: например, ВВП Китая или Лаоса увеличился в прошлом году на 7,4%, ВВП Сингапура — на 3%, в ВВП Таиланда — всего на 1%. Только не нужно разглагольствовать о различном текущем положении названных государств — Улюкаев говорил о странах, «которые быстро развиваются».

В-третьих, налогообложение в Китае вовсе не такое праздничное, каким оно видится Улюкаеву (дополнение, что налоги в Китае собираются практически полностью, полагаю излишним). Так, стандартная ставка налога на прибыль составляет в Китае 25% (у нас — 18%), базовая ставка НДС — 17% (20%), подоходный налог (внимание!) — от 3% с ежемесячных доходов не выше 1,5 тыс. юаней (12,9 тыс. рублей) до 45% с доходов, превышающих 80 тыс. юаней (688 тыс. рублей).

Для китайских индивидуальных предпринимателей ставки налогов также неодинаковы: если годовой доход ИП составляет до 15 тыс. юаней (129 тыс. рублей) — они платят 5%, 15–30 тыс. юаней (129–258 тыс. рублей) — 10%, и так пошагово до ставки 35% с годового дохода, превышающего 100 тыс. юаней (860 тыс. рублей).

К слову, среднемесячная зарплата занятого в частном секторе городского населения Китая в прошлом году составила 3 тыс. юаней (26,1 тыс. рублей), городского населения, работающего вне частного сектора, — 4,7 тыс. юаней (40,4 тыс. рублей). У нас по прошлому году — 32,6 тыс. рублей. Это к вопросу о «дешевизне» китайской рабочей силы.

Ну что, господин Улюкаев, будем ориентироваться на Поднебесную или продолжим создавать офшор под названием «Россия»?

Впрочем, отвлеклись, к тому же сколько можно обличать министерскую (читай — правительственную) дремучесть. Наш кабмин, видимо, думает, что налоговые льготы — и есть та самая «невидимая рука», по мановению которой в моногорода придет золотой дождь из капитальных инвестиций, импортозамещающих технологий по выпуску промежуточной и конечной потребительской продукции или из протекционистской защиты внутреннего рынка от посягательств иностранных, прежде всего китайских, конкурентов.

Хотя нет — не думает. Правительство в отсутствие стратегии развития внутреннего производства выбирает точечные мероприятия, а-ля упомянутые специальные налоговые режимы, что в отрыве от «основной колонны» не решат ни одной промышленной задачи, зато пустят пыль в глаза президенту, демонстрируя неустанную работу по выводу экономики из кризиса.

Депутатский корпус тоже не лыком шит. Народные избраннички жуть как боятся пригласить к себе руководителей госкомпаний, а также «частных» вексельбергов с абрамовичами, чтоб предметно поговорить о целях, размерах и сроках производственных вложений в импортозамещающие производства на подконтрольных территориях. Другое дело — посещать телевизионные ток-шоу, на которых гневно обличать «киевскую хунту», гнобить ненавистный ЦБ или бить себя пяткой в грудь, гордясь первенством России по нефтедобыче. Выборы же скоро — надо светиться.

Россия все дальше отстает от мирового экономического пелетона. На нас уже не оглядываются, вспоминая разве что в территориальном разрезе, когда нужно проложить маршрут нового Шелкового пути или отжать арктические месторождения. Отечественный бизнес это прекрасно понимает, а потому отток капитала даже в кризис не останавливается.

Пройдет совсем немного времени, и все эти медведевы, дворковичи и прочие улюкаевы, наколотив на безбедную старость, растворятся в глобальном социуме. Президент же как главный ответственный останется. С него и спрос?

Автор: Никита Кричевский
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением