Чем опасен резкий взлет стоимости самого дешевого продукта
рисунок: Алексей Меринов
Производство соли в России по итогам 2021 года составило 1,5 млн тонн, оно покрывает около 60% потребностей рынка в соли, оценивает «Руспродсоюз». Остальные объемы завозятся из-за рубежа — прежде всего, из Белоруссии и Казахстана.
Несмотря на то, что этот продукт записан как социально значимый в российскую продовольственную доктрину, сдержать рост цен не получилось. Его подорожание в марте—апреле стало самым резким за последние 16 лет, начиная с «соляного кризиса» 2006 года.
«Средняя розничная цена российской соли — одна из самых низких в мире. Есть глобальный статресурс, где можно сравнить цены в 93 странах. Так вот, мы находимся на 91-м месте. Соль сама по себе — очень дешевый товар, поэтому логистическая составляющая и упаковка — очень критична с точки зрения себестоимости. Но весной цены на соль в Европе выросли (в России 1 кг стоит всего $0,15, тогда как в ЕС минимальная цена в два раза выше). И наши партнёры — белорусы обнаружили, что в Европу продавать выгоднее. Раньше вся европейская территория России получала белорусскую соль. Но теперь эта соль поехала в Европу», — объяснил исполнительный директор ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Востриков.
По данным «Руспродсоюза», у наших розничных сетей почти нет прямых контрактов с отечественными соледобытчиками, они предпочитают закупать товар у фасовщиков, работающих на импортном сырье. «Чем выше цена на продукт на входе в розницу, тем больше заработок на самом дешевом на полке продукте для ритейлера, — отмечают в ассоциации. — Отечественная соль также дорожает, поскольку на стоимости пачки недорогого отечественного продукта рост цен на логистику и упаковку сказывается сильнее».
Изменение курса доллара привело к тому, что картонная упаковка поднялась цене в 2,5 раза, а в России полиграфический картон практически не производится. По полипропиленовым мешкам цены подскочили на 70% и где-то на 30% внутренняя логистика. Внешняя выросла в разы.
«Наши соледобывающие предприятия готовы закрыть все потребности Российской Федерации, — говорит Дмитрий Востриков. — На наших магазинных прилавках также представлена турецкая соль, соль из Белоруссии и Казахстана. Сейчас некоторый отыгрыш по цене. Предприятия были вынуждены пересчитать отпускные цены для того, чтобы остаться на плаву».
Вероятнее всего, стоимость соли в российских магазинах в ближайшее время будет снижаться, полагает управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. Этот продукт подорожал вместе с другими в марте и апреле, но пока другие продукты не увеличиваются в цене, соль остается более дорогой, чем раньше.
«Наверняка ФАС, Минсельхоз и другие ведомства обратят внимание на эту ситуацию и разберутся в истинных причинах роста стоимости товара. Возможно, что будет зафиксирован максимальный уровень цен для ритейла — это позволит оградить соль от дальнейшего подорожания, — продолжает эксперт. — И объем внутреннего производства, и имеющиеся складские запасы вполне позволяют снизить цены на этот продукт после периода ажиотажного спроса, когда россияне закупали не только соль, но и крупы, сахар, масло… Ситуация может стабилизироваться в ближайшие один-два месяца».
Автор: Людмила Александрова
Источник