«Жмуриться» не надо, Lada!
фото: Михаил Ковалев
Несмотря на громкие премьеры «иксообразных» новинок LADA Vesta и XRAY, качество которых за эти деньги явно оставляет желать лучшего, дела у АвтоВАЗа идут все хуже и хуже. Тольяттинцы окончательно отказались от содержания дочерних предприятий, закрыв и ОПП, и ВИС-Авто, и LADA Sport, кое-как пытаясь избавиться от скопившихся на их площадках автомобилей. Мы уже не говорим про сокращение производственных процессов на головном конвейере, а также массовых увольнениях персонала.
Меры вполне ожидаемые и в какой-то степени даже оправданные — иначе как сводить концы с концами откровенно загибающемуся заводу, чьи убытки перевалили за 73 млрд рублей? Но позвольте, как объяснить тот факт, что производство пятидверной LADA 4×4, которую практически никто не покупает, переносят из ОПП на основную линию? Иными словами, в организацию выпуска модели, разошедшейся за 8 месяцев прошлого года тиражом всего в 5500 экземпляров (обычная «трехдверка» за тот же промежуток времени нашла почти 18 500 владельцев), менеджмент завода зачем-то продолжает вкладывать немалые деньги.
Похоже, не зря бывшие сотрудники завода, а вместе с ними и независимые эксперты, обвиняют вазовцев в растрате выделенных средств на собственные нужды. Но как бы там ни было, а перенос длиннобазной «Нивы» на линию LADA Priora состоялся.
Кстати, о «Приоре». Тут тоже вырисовывается не менее любопытная картина. Машину раздели почти полностью, оставив, пожалуй, лишь руль и сиденья, а сильно дешевле она не стала. Судите сами: голая, а со следующего месяца и единственная, комплектация авто стоит всего на 40 000 рублей меньше текущей версии и на целых 60 000 дороже ранее заявленного прайса! Грубо говоря, автомобиль стал хуже в оснащении-оформлении, но в цене не изменился. Ход, конечно, хитрый, но только на взгляд заводчан, потребитель же вряд ли на него поведется. Да и акционеры вряд ли оценят.
Впрочем, ни они, ни государство АвтоВАЗу уже не верят: вряд ли ребята из Внешэкономбанка, Ростеха и Renault–Nissan еще хоть раз пожертвуют заводу копеечку. Если, конечно, в распиливании средств, в том числе и налогоплательщиков, не заинтересованы они сами. Стимулирующие меры в виде программ льготного автокредитования, утилизации и прочих субсидий пользу приносят крошечную — уж слишком крепко застрял в долгах автостроитель.
А последняя аудиторская проверка и вовсе показала, что Волжский завод не в состоянии осуществлять дальнейшую деятельность. Не помогли ни сокращенная до четырех дней рабочая неделя, ни уменьшение зарплаты сотрудникам, которую, кстати сказать, вот-вот срежут еще на 20%.
Эксперты уверены, что самоликвидация АвтоВАЗа неминуема. Хотя бы для того, чтобы дать зеленый свет западным коллегам-конкурентам с их «Датсунами», «Дастерами», «Логанами» и тому подобными «Сандеро».
Более того, в альянсе уже не раз говорили о том, что не хотят, да и — к гадалке не ходи — не будут создавать внутреннюю конкуренцию между брендами, что в общем-то вполне оправданно. Поэтому панихида по умирающему предприятию с полувековой историей — результат ожидаемый. Вопрос времени, которого, как мы видим, у волжан почти не осталось.
Как, впрочем, и не осталось шансов у шведского варяга Бу Андерссона: ему сулят скорую отставку. По неподтвержденным данным, умело отработавший заказ управленец покинет свой пост уже в начале марта (по другим сведениям — максимум летом).
Кто будет следующим? Возможно, Павел Жукалов — он же вице-президент АвтоВАЗа по безопасности, а быть может, действующий директор «LADA Ижевск» Михаил Рябов. Ясно одно: будь это хоть генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, которого также прочат на место Андерссона, — на должности президента Волжского автозавода ему все равно долго не просидеть. Если автогигант и не потонет полностью, то руководящий пост однозначно займет очередной иностранец. Буржуям ведь лучше знать, как правильно распорядиться российским автопромом.
А пока АвтоВАЗ тихонько доживает свой век, его можно трепать по полной: полагаем, что обнаруженная ежегодной ревизией недостача в сумме 19 000 000 рублей, пусть и в виде пропавших деталей и комплектующих, еще далеко не последние материальные ценности, которыми можно поживиться на предприятии.
Заработав в 2015 году рекордные убытки, в 2016-м АвтоВАЗ хочет найти инвестиции для своего СП «GM-АвтоВАЗ». Деньги нужны для запуска в производство Chevrolet Niva второго поколения. Порталу «АвтоВзгляд» стало известно, что Волжский автозавод хочет где-нибудь «нарыть» еще почти 11 млрд рублей — для вливания в свое СП «GM-АвтоВАЗ». Дело в том, что, когда американский концерн вывел в прошлом году с российского рынка свои бренды Opel и Chevrolet, работы над проектом Chevrolet Niva второго поколения в рамках СП были свернуты. Выпуск старой «шнивы» продолжается и по сей день. Правда, производство этого морально устаревшего внедорожника идет не в две, а в одну смену. Задачу поиска денег под проект «новой Niva» для АвтоВАЗа «облегчает» недавно обнародованный отчет аудитора автогиганта — компании Ernst & Young. Напомним, что согласно тому документу убыток предприятия в 2015 году составил 73,851 млрд рублей, почти втрое больше, чем годом ранее, став самым большим убытком предприятия в его истории.