Малому бизнесу приказано выжить: что правительство реально делает с предпринимателями

Правительство, словно опытный «заклинатель змей», пытается приворожить малый и средний бизнес, гарантируя ему «сладкую» жизнь. Совсем недавно чиновники пообещали включить в антикризисный план-2016 специальный раздел по поддержке предпринимательства. «Доля малого бизнеса в ВВП страны должна составлять не менее 40%», — вторят разработчики разрабатываемой «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года». Тем временем сам малый бизнес либо закрывается, либо судорожно прикидывает, во сколько же ему обойдется новая роль «национальной идеи». Ведь, как известно, обещанного «три года ждут», а вот петлю на шее планомерно затягивают уже не первый год.

фото: Александр Корнющенко

Главные мольбы малого бизнеса, костяк которого составляет розничная торговля, чиновники, кажется, все-таки услышали. Речь идет о сохранении Единого налога на вмененный доход для предпринимателей (ЕНВД — этот выгодный, особенно для розничного бизнеса, спецрежим хотели либо вообще отменить в 2018 году, либо повысить коэффициент дефлятора). Тогда бы выросла и налоговая нагрузка. Однако в 2016 году дефлятор оставили на уровне прошлого года.

Однако на последнем съезде «Единой России» премьер Дмитрий Медведев гарантировал, что ЕНВД в любом случае продлят еще на несколько лет. А самое главное: ежегодный вмененный доход для малого бизнеса увеличат сразу в два раза – с нынешних 60 млн рублей до 120 млн.

Возможно, пойдут навстречу и тем, кто применяет так называемую упрощенную систему налогообложения (УСН). Она особо популярна у малого бизнеса, так как сводит отчетность к минимуму и зачастую позволяет существенно сэкономить на налогах. Если сейчас применять УСН могут предприятия, годовой оборот которых не превышает 79,5 млн рублей, то в плане предлагалось этот порог повысить до 120 млн руб. Это достаточно важный момент, ведь в условиях инфляции и скачка валют обороты у многих возрастают не от хорошей жизни, как бы это парадоксально ни звучало. Планируются и другие послабления: возможность ипэшникам вычитать из стоимости патента страховые взносы. Эта льгота работает сейчас для ЕНВД и УСН.

Волшебной музыкой звучат для предпринимателей и другие посулы на будущее: сокращение числа проверок, замена штрафов предупреждениями и уж совсем невозможное — снижение штрафа, в зависимости от финансового положения предпринимателя! Ведь те, кто не понаслышке знаком с тем, как именно «кошмарится» бизнес проверками, давно отвели в своих помещениях специальные «рабочие» места для проверяющих. Все равно приходят каждый день… Судите сами: МЧС, Роспотребнадзор, ФНС, Ростехнадзор, МВД, Роструд и прочий чиновный люд. А ведь зачастую приходит сразу несколько служб, особенно если речь идет о проверке общепита или же о продуктовом магазине, где, как известно, и «скрываются» главные капиталы страны!

К слову, в предыдущий проект антикризисного плана правительства тоже вносило разнообразные полезные мысли, но многие из них повисли в воздухе, и хотелось бы, чтобы они перекочевали в нынешний документ «по спасению» экономики.

Так что насколько блок поддержки малого и среднего бизнеса будет, как это обещано, «большим», что из нужных бизнесу идей войдет в окончательную редакцию — станет известно совсем скоро.

А пока, по факту, давление на бизнес только увеличивается. Рост нагрузки лишь на фонд оплаты труда, по данным международной аудиторской компании PWC, составлял в России в 2008 году 31,8% от коммерческой прибыли компаний, в 2015 году — уже 35,6%.

При этом, как уже показала практика, решения об увеличении бремени зачастую проводятся феноменально быстро. И тогда они в буквальном смысле сокрушают предпринимателей. Заставляя их закрыть любимое дело (к концу 2015 года количество работающих ИП, по разным данным, откатилось к показателям 2007 года), перейти в тень, к серым схемам или же вообще от безысходности выйти перекрывать трассы, как это случилось с новым сбором «Платон» с большегрузных грузовиков.

В последние два года существует печальная традиция одаривать малый и средний бизнес увесистыми подарками «под елку».

В конце 2014 года в спешном порядке был принят Закон «О торговом сборе». Столичные торговцы с 1 июля 2015 года стали плательщиками нового ежеквартального фиксированного платежа (его размер зависит от площади магазина и вида торговой деятельности).

Москва собрала в свой бюджет запланированные миллиарды, а многие малые торговые точки формата «магазин у дома» закрылись. Про чехарду же со сносом нестационарных точек торговли и общепита тоже были написаны едва ли не тома.

На закрытых помещениях появились таблички «Аренда» (их сейчас, к слову, очень много в столице), а на местах снесенных зияют пустоты или посажены клумбы. Пустеет город!

Торговый сбор планировали также распространить на Санкт-Петербург и Севастополь. Но местным предпринимателям пока повезло больше: до настоящего времени в этих городах сбор не введен, но он по-прежнему висит дамокловым мечом над предпринимателями, вынужденными гадать, введут или нет, и если да, то как скоро. Впрочем, в данном случае бизнесу кризис может оказаться даже на руку. Делать резкие движения в расшатанной лодке региональные власти вряд ли решатся.


Фото: Агн «Москва»

Не успели отдышаться от торгового сбора, как всплыла очередная судьбоносная проблема. Осенью 2015 года вышло скандальное письмо Минфина (№03-11-09/57011), по которому ИП, уплачивающим страховые пенсионные взносы в размере 1% с дохода, превышающего 300 тысяч рублей, запретили уменьшать налог по УСН на сумму этих взносов. До этого чиновники того же Минфина придерживались диаметрально противоположной позиции, которую, кстати, неоднократно публично озвучивали. Неожиданный разворот министерство объясняло изменившейся, в свою очередь, позицией Минтруда. Проще говоря, кого-то осенило таким нестандартным образом заткнуть часть дыры в Пенсионном фонде.

Началась истерика. Кто-то из «ипэшников» пошел в суд, кто-то скалькулировал для себя проблему и пошел закрываться, кто-то кинулся жаловаться куда только возможно. К счастью, здравомыслие возобладало. За подписью Сергея Шаталова в декабре было опубликовано новое письмо Минфина (№03-11-09/71357). Оно отозвало предыдущий скандальный документ министерства и поставило точку в разворачивающейся драме, разрешив предпринимателям по-прежнему вычитать пресловутый процент из налогов. Безусловно, пытаться решить глобальные системные проблемы экономики за счет «ипэшников», которые и так находятся на грани выживания в условиях кризиса, было просто дико и глупо.

Однако и тут радовался малый и средний бизнес недолго. Громом прозвучала очередная новация — переход на онлайн-кассы в 2016 году.

Вместо используемых повсеместно ККМ (контрольно-кассовых машин) продавцам предложили стать, наконец, инновационнее и перейти на ККТ. Эта новая техника в отличие от ККМ позволяет передавать налоговикам в онлайн-режиме данные по только что осуществленным продажам. Соответствующий законопроект находится в Думе и предусматривает поэтапный переход на ККТ: в текущем году — добровольно, а с июля 2017 года — обязательно.

Вот и новое бремя. Покупка новой модели онлайн-кассы обойдется до 80 тысяч рублей, можно, конечно, обойтись и более дешевыми аппаратами стоимостью до 10 тыс. рублей. Плюс оплата доступа в Интернет в месте установки кассового аппарата (попробуйте организовать его в подвале, цоколе, где и телефон неважно берет), предоплата за обслуживание. Тем, кто владеет несколькими торговыми точками, новация выливается в десятки, а то и сотни тысяч. Еще прибавьте дальнейшие траты по обслуживанию техники: обновления, настройки, поддержание в надлежащем состоянии.

За несоблюдение новых кассовых правил будут штрафовать. Гарантированно заработают в этой истории продавцы ККТ и те, кто будет заниматься сервисом.

Конечно, постепенный уход от бумажных носителей — дело полезное и важное, но вряд ли актуальное в данный момент. В кризис и без этого хватает проблем: как удержаться на плаву, что делать со спадом спроса, когда покупатели экономят буквально на всем.

Владимир Путин в конце 2015 года на встрече с главой ФНС одобрял идею предоставления налогового вычета тем, кто переходит на онлайн-кассы. Но, даже если этот налоговый подарок состоится, покрыть все убытки от нововведения предпринимателям вряд ли удастся.

Есть, конечно, и позитивные новости. С этого года в стране введен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Это не относится к занятым в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, кроме того, никто не отменял и внеплановых проверок.

Впервые зарегистрированным ИП будут предоставляться двухлетние налоговые каникулы. Коснется это работающих на упрощенке или патенте в сферах производственной, социальной и научной.

Как недавно писал «МК», планируют помочь и предпринимателям, занимающимся ввозом импортных грузов, доставляемых по морю. Декларант сможет подать таможенную декларацию на товар, который еще находится в море и не пришел в российский порт. Это сократит сроки хранения на складах, а значит, сэкономит людям деньги и время. Сейчас электронная регистрация действует только в отношении экспортных товаров. Новую систему хотят запустить в 9 российских портах.

В свою очередь, ФНС обещает запустить проекты по предоставлению в режиме «одного окна» госуслуги по регистрации юрлица, оплате пошлины и открытию банковского счета. Сейчас все это выполняется поэтапно.

В общем, если положить на одну чашу весов все то, что власти делают для поддержки малого бизнеса, а на другую — те проблемы, которые чиновники другой рукой ему создают, перевешивает явно последнее.

Если так пойдет и дальше, то и без того очень тонкая прослойка общества исчезнет совсем.

Хотя в условиях кризиса, если вспомнить начало 90-х, о которых сейчас говорят все больше и больше, именно свобода предпринимательства и торговли помогла миллионам людей выжить физически в буквальном смысле слова.

Автор: Александра Семенова
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением