Затягивание поясов усугубляет кризис

Министр финансов Кипра Харис Георгиадис: «Мы старались избежать снижения спроса, которое ведет к дальнейшему падению экономики»

Экономический кризис в нашей стране, похоже, разворачивается по полной программе: падение рубля, рост цен, вероятность высокой инфляции, массовой безработицы и крушения банковского сектора.

При таком раскладе имеет смысл обратиться к опыту государств, переживших нечто подобное, причем переживших благополучно, с наименьшими потерями.

Ближе всего по времени из прошедших через кризисные потрясения стоит Кипр — крайне жесткий финансовый и банковский коллапс случился с ним в 2013 году. Что можно взять на вооружение из опыта этой маленькой, но успешно справившейся с кризисом страны?

фото: Ирина Селиверстова

О закрытых дверях банков, о замороженных вкладах, лютой безработице и прочих прелестях мощнейшего кризиса на Кипре все мы много слышали из средств массовой информации. А вот о том, в каком состоянии находится кипрская экономика сегодня, немногим более двух лет спустя, известно гораздо меньше.

Между тем имело место настоящее «кипрское чудо» — за этот относительно небольшой промежуток времени экономика острова не только вышла на докризисный уровень, но по многим параметрам и превзошла его.

Многие кипрские чиновники и государственные деятели, с которыми мне довелось пообщаться на эту тему, считают, что кризис пошел стране на пользу, дал мощный толчок вперед, позволил увидеть и исправить многие совершенные ранее ошибки.

— Кризисных очагов было множество: в банковском секторе, в сфере государственного бюджета, в секторе реальной экономики. Падение производства, безработица, — говорит министр финансов Кипра Харис Георгиадис. — Банковская система оказалась полностью разрушена, люди утратили свои вклады. Вообще спад по всем направлениям начался с 2011 года и достиг своего апогея к 2013-му. А с того момента пошло исправление экономики. В банковском секторе были установлены новые жесткие правила, введен очень строгий контроль за финансовыми учреждениями, был привлечен иностранный капитал. Все банки с того момента попали под контроль Европейского центробанка. В результате удалось восстановить не только саму систему, но и доверие к ней.

Что касается госбюджета, то его дефицит начиная с 2010 года по 2013-й составлял по 4–6% ежегодно. А сейчас у нас уже профицит — более 1%. Были использованы все возможности для того, чтобы сэкономить деньги для бюджета: устранены все лишние расходы, были приняты законы, требующие повышенной дисциплины в расходовании бюджетных средств. Сильно сократили количество служащих госсектора, расходы бюджета уменьшили на 10%. При этом с самого начала кризиса, с весны 2013-го, не было введено ни одного нового налога — надо было дать поддержку гражданам, семьям. Мы прежде всего старались избежать известного замкнутого круга: падение экономики — затягивание поясов — снижение спроса, которое ведет к дальнейшему падению экономики. И нам это удалось. В результате мы вышли по ВВП на уровень 2010 года, а по итогам 2015 года будем даже в плюсе: ожидается рост ВВП примерно на 1,5%.

Но, несмотря на то, что экономика начала выравниваться, меры по ограничению будут продолжать действовать. Лишних расходов в бюджете по-прежнему не появится, дополнительных налогов — тоже. И следить за банковской системой продолжим, чтобы не повторить ошибок прошлого.

— А какие предполагаются дальнейшие действия?

— Будем обеспечивать конкуренцию, активно привлекать иностранных инвесторов — постараемся всеми способами доказать, что нашей экономике можно доверять.

— Какой объем помощи извне вы получили и была ли эта помощь решающей?

— Помощь заключалась в долгосрочных кредитах под низкие проценты. Европейский стабилизационный фонд предлагал 10 млрд евро, но банки нашли дополнительные вливания и обошлись 8 млрд. Но это все равно огромная сумма, для сравнения: годовой бюджет Кипра составляет около 6 млрд евро. Без этой помощи наша экономика не смогла бы функционировать, пришлось бы объявить дефолт.

В торгово-промышленной палате Кипра добавили, что на сегодняшний день банковская система страны полностью восстановилась и поддерживает экономику, которая в 2015 году уже показала 1,7% роста.

— Конечно, выросла безработица, ведь 97% кипрских предприятий мелкие — и многие из них закрылись, — говорит генеральный секретарь ТПП Мариос Чаккис. — Сильно пострадал и госсектор — зарплаты работникам срезали до 20%, за год их число сократилось на несколько тысяч человек — это много, учитывая малые размеры Кипра. В расходовании государственных средств соблюдалась высокая дисциплина — деньги выделялись точечно, тем, кто особенно в них нуждался. Также мы усовершенствовали систему сбора налогов — сделали так, чтобы никто не мог уйти от них. А сильнее всего от кризиса пострадали строительство и продажа домов, потому что банки вложили в эту отрасль большие капиталы. Раньше строительство составляло 9% ВВП, сейчас — всего 2%. Но и по этому направлению уже идет рост, правительство помогает бизнесу — например облегчило получение лицензии на строительство, а также вида на жительство для иностранцев.

Кстати, два месяца назад в части Средиземного моря, относящейся к Кипру, было найдено крупное месторождение газа «Афродита». Это, безусловно, вызвало всплеск интереса к экономической зоне страны, европейские и американские консорциумы заключают контракты на разработку различных кусков месторождения. Правда, чуть позже оказалось, что объемы газа в «Афродите» почти вдвое меньше, чем предполагалось вначале.

— И слава богу, — сказал в кулуарах один из чиновников острова. — Наличие богатых природных ресурсов развращает экономику. Особенно такого маленького государства, как Кипр. Да и большого тоже — вы сами об этом знаете…

***

Нами, россиянами, остров Кипр, на карте напоминающий листочек дерева на поверхности моря, воспринимается в первую очередь как туристический курорт. Сами киприоты тоже считают туризм важнейшим слагаемым своей экономики, называют его локомотивом и возлагают на него большие надежды — туризм это 20% ВВП Кипра. Существенная доля этих надежд связана с нашей страной — российские туристы составляют большую часть всего турпотока на остров. А сейчас, после ухудшения отношений между Россией и Турцией, бывшей ранее самым популярным направлением для наших туристов в данном регионе, киприоты видят в России основной потенциал для дальнейшего развития туристической отрасли.

— Пока общее число туристов за год у нас составляло 2 700 000 человек, наши возможности при имеющихся мощностях — 4 200 000, — говорит представитель центрального офиса кипрской организации по туризму. — Нам необходимо только продлить туристический сезон на зимние месяцы. Климат Кипра вполне позволяет это сделать, многие считают, что зимой здесь даже лучше — не так жарко, хотя все равно солнечно и тепло.

А вот еще несколько факторов, позитивно влияющих на экономику страны, по мнению кипрских чиновников:

— Кипр занимает одно из первых мест в ЕС по числу людей с высшим образованием;

— является самой безопасной малой страной в мире и занимает 5-е место по безопасности среди всех стран;

— активно использует и развивает альтернативные виды энергии, в том числе солнечную и ветряную;

— имевший место кризис пошел на пользу. Ведь, по словам одного из сотрудников МИД Кипра, «мало кто будет что-то менять, пока дела идут хорошо».

Автор: Ирина Селивёрстова
Никосия — Москва.
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением