«Хочу выразить всем нашим подразделениям огромную, искреннюю благодарность за ту работу, которую они делают ежедневно, ежечасно»
О том, кто может быть спасателем, сколько людей этой мужественной профессии ежедневно заступает на службу, чтобы помочь тем, кто попал в беду, сколько им для этого нужно времени и чем они вооружены, «МК» побеседовал с директором департамента Александром Агафоновым.
— Александр Викторович, сколько всего сегодня спасателей в России?
— Если говорить о пожарно-спасательных подразделениях МЧС России, то их общая численность составляет 140 тысяч человек, которые входят в состав 1989 пожарно-спасательных гарнизонов. Есть поисково-спасательные формирования, их численность составляет 5271 человек. Это в том числе отряды поиска и спасения на водных объектах, Байкальский поисково-спасательный отряд, Арктический спасательный учебный научный центр «Вытегра», отряд «Центроспас» и Южный конно-кинологический центр с филиалами в Геленджике, Архызе, Симферополе. А еще есть спасательные воинские формирования, где несут службу 7230 военнослужащих.
— Можно чуть подробнее о воинских формированиях — чем эти подразделения занимаются?
— В этих подразделениях есть военнослужащие срочной службы, но их немного, и в ближайшем будущем планируется полностью перевести эти формирования на контрактный порядок. В основном это силы, предназначенные для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций, оснащенные современными образцами техники и оборудования, что позволяет производить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в кратчайшие сроки и максимально быстро оказывать помощь пострадавшим людям. Они разбирают завалы, осуществляют разведку, поиск пострадавших, проводят эвакуацию населения, оказывают первую помощь на месте ЧС. В их задачи также входит развертывание городков жизнеобеспечения, доставка гуманитарных грузов и проведение работ, связанных с обезвреживанием взрывоопасных предметов, авиабомб и фугасов.
— Вы обозначили общую численность всех сил. А сколько их по стране, готовых в любой момент пойти на зов о помощи? Сколько времени им для этого нужно?
— У нас есть подразделения, которые постоянно находятся на боевом посту в минутной готовности. То есть если поступил сигнал, через одну минуту сотрудники этих подразделений уже должны выехать для выполнения задачи. Это около 45 тысяч пожарных пожарно-спасательных подразделений и 443 спасателя из поисково-спасательных отрядов. Кроме этого еще более 4000 спасателей находятся в трехчасовой готовности, чтобы прибыть и направиться к месту ЧС. Также на ежедневное дежурство заступают 207 военнослужащих, которые тоже находятся в минутной готовности, а остальной состав спасательных воинских формирований приводится в готовность от получаса до трех часов.
— Перечисленные вами нормативы отличаются от тех, что были раньше?
— За последние 5 лет основные временные показатели оперативного реагирования подразделений уменьшились в среднем на 15–20%, т.е. сократилось время реагирования.
— А если взять какой-то конкретный чрезвычайный случай, например пожар. Через сколько минут сейчас должны прибыть пожарные?
— Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется таким образом, чтобы время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не превышало 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут.
Александр Агафонов, директор Департамента пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России
— Какова сегодня техническая составляющая спасательных подразделений?
— Технический прогресс не стоит на месте, и мы должны идти в ногу со временем. Последние пять лет в министерстве активно ведется работа по оснащению всех подразделений современными образцами техники и оборудования. Не новыми, а именно современными, которые позволяют меньшим количеством выполнить больший объем работ. На вооружение поступает новое инженерное оборудование, пожарные и аварийно-спасательные автомобили, робототехнические комплексы. Активно ведется в этом году работа по поставке на вооружение беспилотных летательных аппаратов, которые хорошо зарекомендовали себя при наводнениях, пожарах.
— В этом году, к примеру, сколько техники поступило в спасательные подразделения?
— 500 единиц современной пожарно-спасательной техники. И это на 100 единиц больше, чем в прошлом году. В это число входит порядка 70 единиц высотной техники — пожарных лестниц и подъемников высотой до 50 метров, около 350 автоцистерн вместительностью от 2 до 10 тонн, а также специальные автомобили для оснащения подразделений газодымозащитной службы, штабные автомобили.
— Высотная техника, о которой вы рассказали, крайне важна в мегаполисах, где преобладает многоэтажное строительство. В Москве пожарные части достаточно оснащены в этом смысле?
— Столичные части оснащены полностью, на их вооружении стоят очень серьезное оборудование и техника.
— А насколько однородно производится оснащение подразделений по всей стране и по каким принципам оно осуществляется?
— В первую очередь по некомплекту. Если он где-то имеется, то туда и стараемся поставить технику в первую очередь. Есть также планы закупок и оснащения, в которых учитывается принцип равномерного распределения по территориям. Также учитываются территориальные риски. Например, на Кавказе необходимы альпинистское снаряжение и техника, а в Приволжье в ней не нуждаются. При закупках и поставках техники учитывается и то, какие промышленные объекты находятся в регионе — радиационно-опасные, химически опасные или атомные.
— Чем в ближайшем будущем предполагается оснастить регионы?
— Сейчас приоритетное направление — это стопроцентное укомплектование специализированных пожарно-спасательных частей. Также закупаются средства, которые необходимы для выполнения задач аэромобильной группировки, — это палатки, ранцевые огнетушители и другое легкое имущество, которое пригодится при быстром перемещении подразделения в зону ЧС.
— Какой технике отдается предпочтение — отечественной или импортной?
— Преимущество всегда отдавалось отечественной технике. Если что-то и закупается у производителей импортной техники и оборудования, то это те образцы, которые у нас просто не выпускаются.
— Производители сейчас часто презентуют немалое количество инновационной техники. Закупается ли она министерством?
— Инновационные образцы есть, они очень эффективны, мы их тоже стараемся приобретать. Но, к сожалению, эта техника очень дорогая. Ввиду непростого финансового положения, что сейчас существует в стране, мы пока приобретаем такой техники несколько единиц в год.
— В прессе озвучивалось, что для повышения эффективности реагирования создается аэромобильная группировка.
— Да, действительно это так. Министерство в последние годы четко определилось с приоритетами реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и техногенные пожары. На территории каждого региона всегда есть определенные силы спасателей, но когда происходит чрезвычайная ситуация, их может быть недостаточно. Главное, чтобы в первую очередь были приложены все усилия для спасения людей, попавших в беду.
Под термином «аэромобильная группировка» понимаются специально подготовленные и оснащенные силы МЧС России, которые максимально быстро доставляются в район бедствия при помощи авиации или другого вида транспорта. Иными словами, это специалисты, которые могут быть очень быстро доставлены в любое место нашей страны с каким-то легким спасательным инструментом, лодками, веревками и сразу приступить к спасению людей. Аэромобильные группировки на сегодняшний день созданы во всех регионах, и их общая численность составляет 12,5 тысячи человек.
— Это какие-то отдельные подразделения, которые выполняют только такие задачи?
— Нет. Это спасатели, которые в обычное время выполняют свою работу в обычном режиме. Если в момент поступления сигнала они находятся на дежурстве, то они должны быть готовы вылететь к месту ЧС в течение одного часа. А трехчасовая готовность — это для тех, кто находится вне работы, например дома. Все расчеты произведены таким образом, чтобы человек успел забрать свое имущество, оборудование, инструмент и прибыть к отправке.
— Какой отбор должен пройти кандидат в спасатели?
— Его необходимо подготовить по первичным знаниям оказания первой помощи, использованию аварийно-спасательного оборудования и инструмента, пройти курс по психологической подготовке и правилам ведения поисково-спасательных работ природного и техногенного характера.
— Чему нужно научить человека, чтобы он получил самую простую квалификацию спасателя?
— Он должен обладать определенной физической подготовкой, уметь водить машину, иметь первичное медицинское образование и навыки стропальщика. Последняя специальность очень важна, поскольку при разборе завалов нужно уметь, например, правильно закрепить плиту, чтобы она не упала и никого не убила.
— А чему необходимо научиться, чтобы стать первоклассным спасателем?
— Чтобы аттестоваться на спасателя первого класса, нужно получить еще целый ряд дополнительных профессий. Не менее 7-ми.
— Можете перечислить основные?
— В дополнение к уже перечисленным спасатель первого класса должен быть альпинистом, водолазом, психологом, промальпинистом, кинологом, горнолыжником, газоспасателем. Необходимо уметь работать с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, который применяется в основном на ДТП, — важно грамотно разжать конструкции, если в них зажат человек. В работе спасателя нет места мелочам. Например, взять работу на месте ДТП. Спасатели подъезжают на аварийно-спасательном автомобиле. И машина эта подъезжает только так, чтобы пострадавший человек перед собой ее видел и как двигаются к нему вышедшие из машины спасатели. Никто никогда сбоку не заходит и уж тем более сзади. Потому что одно движение шеи в сторону для пострадавшего может стать последним. Очень важно и отличное знание психологии. Спасатель должен уметь правильно вести себя с зеваками, которые порой специально поднимают панику, с родственниками, которые бьются в истерике. Спасатель первого класса должен быть и кинологом, и уметь работать с приборами поиска людей.
— Какая самая высокая категория спасателей?
— Спасатель международного класса. Это высшая квалификация, которая присваивается спасателям, имеющим большой опыт работы, высшее профессиональное образование, отличную служебную характеристику, прошедшим все уровни квалификации с обязательным знанием иностранного языка.
— Много таких спасателей в настоящее время?
— В России сейчас 207 спасателей международного класса. И каждый год обучение на этот уровень проходят еще 6–10 спасателей.
— Можете привести какой-то пример работы таких спасателей?
— Я могу привести в пример случай, о котором рассказывал спасатель международного класса Алексей Алексеевич Кияшко. Он участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Турции. Произошло обрушение здания, и группе спасателей удалось пробиться к одному из пострадавших, но они оказались перед сложно разрешимой задачей. Потолочное перекрытие упало на шкаф, а рука пострадавшего оказалась зажатой между плитой и шкафом. И что делать в этой ситуации? Отодвинуть шкаф — рухнет плита. Руку человеку отпиливать? Наши спасатели сумели найти правильное решение — очень осторожно подбивали плиту клиньями и в конце концов освободили человека, спасли ему жизнь.
Работа спасателей очень тонкая. Изо дня в день они решают совершенно нестандартные вопросы, нарушая порой все мыслимые и немыслимые правила. И вот тут как раз и проявляется главное правило спасателя — он должен быть готов к этому морально, быть фанатом своего дела.
— Можете привести в пример ситуации, где российские спасатели сделали то, чего не могли их коллеги из других стран?
— Сколько угодно. В этом году была завершена операция, которую мы проводили по запросу Приднестровской республики — это демонтаж воздушно-канатной дороги. Она была в аварийном состоянии, проходила через несколько населенных пунктов, буквально нависая над домами. В любой момент она могла обрушиться, были бы жертвы. Никто не согласился демонтировать эту дорогу, и только наши спасатели смогли провести эту уникальную операцию. Обеспечили безопасность тех людей, что проживают на территории Приднестровья, да еще и бесценный опыт приобрели, поскольку до нас никто этого никогда не делал. Или взять операцию в Индонезии, где потерпел крушение малайзийский лайнер. Никто из спасателей не смог погрузиться так глубоко в океан и даже никто не взялся сделать это, потому что там условия были просто критические. А кто это сделал? Российские спасатели. Во всем мире, где бы ни работали наши спасатели, отзывы о них только положительные. Наверное, только они постоянно готовы рисковать своей жизнью, чтобы спасти других людей.
— Александр Викторович, воспользуетесь возможностью сказать что-то этим мужественным и самоотверженным людям в преддверии профессионального праздника?
— Непременно. Я хочу выразить всем нашим подразделениям огромную, искреннюю благодарность за ту работу, которую они делают ежедневно, ежечасно. И пожелать каждому из сотрудников, чтобы все они прожили долгую и счастливую жизнь рядом с любящими и понимающими их близкими людьми.
Источник