Столичный Главк МЧС провел акцию «Мечты сбываются», в рамках которой устроил встречу для ветеранов диспетчерской службы. На встречу пришли четыре ветерана службы, очаровательные женщины Калашникова Лидия Константиновна, Сычева Ольга Константиновна, Назарова Нина Матвеевна, Казачкова Вера Федоровна.
У каждой из них разные судьбы, но их объединяет одно дело, работа в пожарной охране и война, которая прошлась «красной линией» через их детство.
«Я помню Москву до войны…»
Нина Матвеевна Назарова, будучи одиннадцатилетним ребенком, встретила войну в Москве. Помнит бомбежки, и как прятались от них в подвалах, где были организованы бомбоубежища. Помнит, как тушила фашистские «зажигалки» на крышах домов, которые сыпались с неба «смертельным звездопадом». Она, как и многие другие подростки, входила в отряд самообороны. Помнит, как было страшно и как хотелось спокойно уснуть, не вскакивая под вой сирены, и чтобы вновь вернулось беззаботное, мирное детство. Вернуться в Москву без войны, ту в которой она родилась и провела лучшие детские годы.
Нина Матвеевна Назарова
Как горела Москва во время войны, Нина Матвеевна помнит особенно четко, возможно именно это ее привело в диспетчерскую службу столичного гарнизона пожарной охраны, где она прослужила более 20 лет.
Нина Матвеевна вспоминает, что работа была сложная, но очень важная. Ответственность лежала колоссальная. Москву надо было знать на память – проспекты, улицы, переулки, в какой части города они расположены. Сложнее всего давались звонки от людей, которые звонили либо с ложными вызовами, либо вообще с непристойными предложениями. Определителя номера тогда не было, узнать, кто хулиганит конкретно, практически не представлялось возможным.
«Взрослое детство»
Вера Федоровна Казачкова в возрасте 13-ти лет, после месячного окружения родного поселка «Новое поле» в Тульской области в 41-ом, пошла работать в колхоз, трудилась в поле. Детство осталось в мирном прошлом. «Все мужское население воевало, вспоминает она, — поэтому женщины и дети трудились на благо фронта и страны». Подростком Вера Федоровна наравне с взрослыми укладывала дороги, которые восстанавливались после налетов фашисткой авиации.
Вера Федоровна Казачкова
Затем приехала в Москву, устроилась в пожарную охрану и вышла замуж. Когда у нее родилась двойня, с детьми удалось посидеть три месяца. Вера Федоровна ввела сменный график и дома. Муж подменял ее на домашнем посту и сидел с двойняшками, когда она выходила на дежурство. Звонков было очень много, все делалось вручную, автоматизация пришла гораздо позднее, уже после выхода на пенсию. До сих пор она помнит все номера пожарных частей по районам выезда. Как-никак почти 30 лет Вера Федоровна отдала службе в пожарном гарнизоне.
«Закаленная пленом»
Родилась Лидия Константиновна Калашникова в 1943 году в деревне Кикерино Ленинградской области. Отец – ветеран финской войны, получил ранение в голову, на фронт его не взяли. В трехмесячном возрасте вместе с родителями, двумя старшими сестрами и братом попала в плен. Родители никогда не вспоминали об этом печальном эпизоде их жизни. Поэтому Лидия Константиновна знает только по рассказам родственников, что когда их везли в товарных составах в Литву, взрослые собрали детей в центре вагона, чтобы они не замерзли. Из всех четверых детей в плену выжила только она. Лидия Константиновна вспоминает, что мама говорила: «До сих пор в голове не укладывается, как ты там выжила!». Уже в полуторогодовалом возрасте она с родителями вернулась на родину, после их освобождения Советской Армией. Во время учебы в Питере, тогда еще Ленинграде, она познакомилась со своим будущим мужем-москвичом. Так Лидия Константиновна переехала в Москву и вскоре пришла на работу в пожарный гарнизон.
Лидия Константиновна Калашникова
Она была самым молодым диспетчером, а впоследствии и самым молодым старшим диспетчером.
«У нас была очень дружная смена, девочки, которые работали дольше меня, поддерживали и помогали мне практически во всем. Мы до сих пор созваниваемся и встречаемся»,- рассказывает Лидия Константиновна.
Работа была очень ответственная и напряженная. Как старший диспетчер именно она принимала решение о высылке необходимой техники, сил и средств на тот или иной пожар. Эта хрупкая женщина все машины и их оснащение знала наизусть и помнит до сих пор. Лидия Константиновна служила в ту эпоху, когда были рылейные пульты и коммутаторы, современникам этого не понять. Когда адреса записывались от руки, а карту Москвы знали, как таблицу умножения. Четверть века она прослужила в пожарной охране и ушла в запас в звании майора.
«Алло, горит гостиница «Россия»»
Ольга Константиновна Сычёва родилась через два года после войны. Будучи младшей сестрой Лидии Константиновны Калашниковой старалась во всем подражать ей. Лидия была для нее примером. Они настолько были дружны, что расставаться надолго не могли. Поэтому Ольга вслед за сестрой переехала в Москву. Слушая рассказы Лидии Константиновны о работе в пожарной охране, младшая Ольга мечтала также помогать людям. Вскоре она тоже устроилась в гарнизон работать диспетчером.
Ольга Константиновна Сычёва
«Сестра мне во всем помогала, подсказывала и учила. Я больше всего переживала, что могу сделать что-то не так, ведь от тебя зависит своевременно оказанная помощь людям», — вспоминает Ольга Константиновна.
Её первая самостоятельная смена запомнилась ей навсегда.
Это было 25 февраля 1977 год. В половине десятого раздался звонок: «Ало, пожарная охрана?! Горит гостиница «Россия»!». Как вспоминает Ольга Константиновна, потом звонков было очень много. Незамедлительно к месту пожара были высланы пожарные расчеты около 60 единиц техники.
«Мы, находясь в управлении, могли только представлять, с чем сейчас столкнулись наши ребята и сколько людей может пострадать» — рассказывает она. В ту ночь удалось спасти более 1000 человек, к сожалению, были пострадавшие, в том числе и из личного состава пожарного гарнизона столицы, и погибшие.
«Пожарная охрана, пожарная охрана, здравствуйте!»
Акция «Мечты сбываются» помогла этим замечательным женщинам попасть «назад в будущее» — в прошлое в современном его наполнении.
С трепетным чувством они по очереди садились на место диспетчера и принимали звонки.
«Пожарная охрана, пожарная охрана, здравствуйте!» — начинали они беседу с пострадавшим на другом конце провода. «Уточните адрес… Ждите, помощь уже идет!». И будто это было только вчера, они вновь почувствовали себя молодыми. Ничего не забыли, это как езда на велосипеде, если научился держать равновесие, сколько б лет не прошло, вновь сядешь и поедешь.
На вопрос, почему «пожарная охрана» дважды, женщины поясняют, что так положено было по уставу у них. Дважды произнести словосочетание «пожарная охрана», чтобы человек расслышал и был уверен, что попал по адресу.
Восхищаются они и современным залом «101», сколько компьютеров, огромный экран, рабочие телефонизированные места. В прошлом веке о таком они даже мечтать не могли. Диспетчеры, будто попали в роман писателя-фантаста.
Современные диспетчеры Центра управления в кризисных ситуациях с трепетом слушают рассказы своих старших коллег, и соглашаются, что есть, чему поучится, ветераны службы могут преподать еще «мастер-класс».
Благодаря этой акции встретились два поколения диспетчеров. И, несмотря на то, что технический прогресс шагнул далеко вперед, и многое изменилось в их работе, цель у них остается одна – помочь людям!
Источник