Олег Табаков — фото: Геннадий Черкасов
Наверное, я придираюсь. Наверное, я как тот самый кот Матроскин из «Простоквашино»: «Неправильно ты, Дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть. Так вкуснее будет». Но это всего лишь мое субъективное особое мнение. Имею право.
Итак, «Олег Табаков. Смотрю на мир влюбленными глазами», да. Вот вам фильм, датский, на злобу дня. Ингредиенты: нужно собрать побольше уважаемых людей, друзей, учеников, родственников, по возможности ближайших. Нужно, чтобы они о нем говорили. Нужно показать отрывки из любимого кино, да так, чтобы цитаты оттуда сопрягались с авторским текстом, плавно переходили из одного в другое.
Ну что ж, поехали. Вот вам великие люди земли русской, из того же «Клуба-80» — Марк Захаров, Михаил Жванецкий, Валентин Гафт. Вот вам даже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, он тоже говорит о Табакове. А вот и самые продвинутые «молодые» режиссеры нашего театра, так ему благодарные, — Кирилл Серебренников, Константин Богомолов. Ну и, конечно, Марина Зудина, жена. Дети. И ведущая, она же автор данного произведения Анна Гуляева. Молодая еще, в сущности, девушка.
Вот она сидит в пустом зале «Табакерки» один на один с Олегом Павловичем. Как студенточка, и — снизу вверх на великого артиста. Они разговаривают по душам. Ингредиенты — да, самые замечательные, но лучше Жванецкого ведь не скажешь. Он и говорит: «Представляю, как тяжело будет этот фильм монтировать. Там столько кадров с ним, которые перекрывают всех приветствующих».
Вроде бы приветствовали. Вроде бы показали. Вроде бы все это связали. Но где же Табаков? Его же надо понимать, чувствовать, осязать. Изнутри, из-под корки, понять, откуда же такое чудо вышло. Что за радость такая в нем и где ее оборотная сторона? Увидеть артиста и человека во всем его блистательном противоречии, в его заблуждениях, комплексах. В его игривости, сентиментальности, какой-то штольцовской жесткости и прагматичности при этом. Какой уж там Обломов! Но и Обломов, конечно, тоже. ТВ — важнейшее из искусств — им в помощь. Одним только монтажом так можно было сделать — это что-то!
Но запомнилась одна лишь постановочная часть. Вот такси, на котором приехал в общежитие сын Табакова Павел. «Паша, как, у тебя нет машины?» Так и вижу, слышу: «А ну-ка подгоните сюда эту тачку с шашечками! Паша, открывай багажник, забирай свой саквояж». Камера, мотор… Снято!
Вот Олег Павлович и Марина Зудина смотрят друг на дружку, умильно улыбаясь. А девушка, ведущая всего этого действа Анна Гуляева, чуть ли не командует: «Изображаем радость!»
Вот рояль в кустах. Олег Павлович вспоминает, что когда он был где-то на съемках, у него из дома увели собачек и отдали в чужие руки. Это самая большая горечь для него, которую он не простил. Тут же режиссер говорит: «Сейчас, подождите». И приносит ему… собачку. Такую миленькую, породистую, ушастую. Она буквально лезет на Олега Павловича, облизывает его. Ну да, признала хорошего человека. Только он не ожидал, конечно: «Все-таки такое серьезное дело, надо с женой посоветоваться». И это так понятно. Но г-жа Гуляева тем не менее просит любимца публики взять песика за поводок и с ним на пару выйти в открытую дверь. На этом, собственно, кино и кончилось.
Постановки, подстановки — для такого живого, непосредственного, сложного и необычайного человека. Про которого ну просто нельзя снимать посредственный фильм для галочки. Но ведь сняли же. Хотя на Первом есть люди, которые могли то же самое сделать абсолютно по-другому — тонко, но неподобострастно; любя, но не преклоняясь; чувствительно и абсолютно без штампов. Кто это? Борис Берман и Ильдар Жандарев, конечно. Вот они умеют. Но им не дают.
От Табакова, конечно же, не убудет. Он вообще, наверное, не обращает внимания на то, как его в очередной раз покажут. Но зрителям, да еще тем, которые понимают, обидно.
Опубликовано в газете «Московский комсомолец» №26891 от 21 августа 2015
Автор: Александр МельманИсточник