«У нас преподают историю, как 200 лет назад»

Европа не знает единых подходов к преподаванию истории

Как обеспечить единое образовательное пространство страны? В России эту задачу решает официальное единообразие подходов к материалу, изучаемому в школе. Поэтому вслед за единой исторической концепцией у нас вот-вот явится и литературная. А как это происходит в Европе? Ответ на этот вопрос применительно к преподаванию в школе истории искали участники научного семинара Института развития образования Высшей школы экономики.

prepodavanie_istorii_v_shkoleфото: Александр Корнющенко

Польша

Стандарт среднего образования в Польше довольно жесткий, и отступать от него нельзя. Каждой крупной исторической теме там посвящено 10–15 страниц, из-за чего стандарт выглядит, скорее, как российская программа для поступающих в вузы. К примеру, по истории послевоенного мира выпускник польской школы должен знать причины и следствия распада антигитлеровской коалиции; начало «холодной войны»; военные блоки НАТО и стран Варшавского договора; ввод советских войск в Венгрию в 1956 году и в Чехословакию в 1968-м; значение II Ватиканского собора для реформы церкви и др. Однако единообразием учебных пособий в стране и не пахнет. Для каждого уровня среднего образования от базовой начальной школы до гимназии и лицея существует по 10–15 учебных комплектов, включающих  учебники, рабочие тетради, методические пособия, DVD, карты, интерактивные пособия и т.д. Все они проходят экспертизу в польском минобразе, причем абсолютно открытую: публикуются, подчеркнул замруководителя Школы исторических наук Дмитрий Добровольский, не только отзывы, но и имена давших их экспертов. Понятно, что «протолкнуть своего автора» при такой системе немыслимо. Но главное даже не в этом. Выпускные экзамены в Польше принципиально отличаются от российского ЕГЭ тем, что нацелены на выявление умения рассуждать, а не на знание отдельных конкретных фактов. Мало того что в польских итоговых испытаниях нет тестов с выбором одного ответа из ряда предложенных. В заданиях сразу содержатся все нужные исторические факты, так что держать их в голове незачем: выпускник должен лишь показать умение интерпретировать события и делать выводы.

Германия

Единой системы среднего образования в Германии нет — в каждой из 16 федеральных земель она своя. Однако угрозы единству своего образовательного пространства немцы в этом не видят, заверил «МК» Мартин Байссвенгер (Германия) из Школы исторических наук, «ведь концептуальных различий между ними нет, а есть общегерманский научный консенсус по трактовке основных исторических событий: скажем, никому не придет в голову давать положительную оценку фашизму. В региональных программах различаются лишь дополнительные, местные оттенки. Например, в аграрной Баварии сильнее сельскохозяйственный уклон, а в прославленной социал-демократическими традициями земле Северный Рейн — Вестфалия больше внимания уделяется социальной тематике. Самая консервативная, т.е. с самым высоким уровнем регулирования, система, по его оценке, как раз в Баварии. Но и там школа выбирает на свой вкус одну из шести линеек учебников. В других же, более либеральных территориях, выбор еще больше.

В старших, 11–12-м классах, фактология окончательно уступает место иной структуре — изучению проблем и практике применения полученных знаний. По этому принципу строится и выпускной экзамен по истории. Например, среди заданий по XIX веку есть такие, как дать обзор основных характеристик индустриализации Германии в XIX веке. Или: на основе предложенного отрывка текста объяснить, улучшилась ли жизнь женщин в XIX веке. Другими словами, как и в Польше, надо продемонстрировать не знание фактов, а умение ими оперировать.

Болгария

Система образования в этой бывшей соцстране совершенно децентрализована, а программы обучения максимально вариативны, рассказала преподаватель лицея, федеральный эксперт егэ по истории  татьяна маслакова. особым отличием Болгарии, по ее словам, является ставка «образовательного стандарта не на содержание образования, а на формирование умений и навыков. поэтому и учат здесь детей не по хронологии и фактологии, а по ключевым историческим темам и проблемам. школьные учебники издает с десяток различных издательств, причем до половины объема каждого из них составляют иллюстрации, а текст учебника вторичен: важнее алгоритм, который он задает».

Нигде, подытожили участники семинара, «нет ни жесткого историко-культурного стандарта, ни доминирующих учебников школьной истории. в европейских странах изучение истории направлено на развитие самостоятельного мышления и умение понимать происходящие процессы и делать выводы. в России же преподают историю, как 200 лет назад: стремятся дать ученикам готовые знания».

Автор: Марина Лемуткина
Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением