фото: Екатерина Сажнева
На фото: Анатолий Курелович
Деяния Сазонова, как и его предшественников на этой должности, по сведениям правоохранительных органов, мздоимством отнюдь не ограничивались — в сверхсекретном Чехове-2 под дачи, супермаркеты, гаражи и коттеджи, реализовывались земли «особого назначения», с проложенными под ними кабелями правительственной спецсвязи. И все это, судя по всему, базнаказанно продолжалось не один десяток лет.
Но поймали генерала, между тем, на банальной взятке в 5 миллионов рублей…
«МК» написал об этом первым — см. статью от 7 ноября 2013-го года «Слушать продано. Как генералы продали коммерсантам подмосковную землю с кабелями правительственной спецсвязи».
Напомним, о чем речь. Еще в далеком 93-м году Постановлением главы администрации Чеховского района МО №683 были утверждены границы землепользования секретной войсковой части в Чеховском районе МО. В особом оперативном управлении тогда оказалось 3274,8 гектара земли.
Долгие годы этим объектом управлял генерал-полковник Николай Романенко. Но весной 2012-го одним из последних указов тогда еще президента Дмитрия Медведева Романенко был освобожден от занимаемой высокой должности. И его место занял Владимир Сазонов.
Поговаривали, что Романенко сняли не просто так — дело в том, что Службу специальных объектов (ССО) 20 лет никто не трогал и толком не проверял, а тут вдруг нагрянули разом прокуратура, ФСБ и Счетная палата.
И ими были сразу зафиксированы свыше 150 финансовых нарушений. Да что там говорить! Земли «особого назначения» напропалую распродавались, их передавали в частную собственность, по воспоминаниям жителей района, руководство в/ч нередко называли участки над президентским бункером «наши дачи».
Согласно государственному акту на право пользования землей от 1993 года за в/ч N, как вы помните, было закреплено 3284 га. Согласно кадастровому паспорту уже от 2005 года площадь в/ч с учетом земель соседнего Домодедовского района уменьшилось до 3189 га. Где остальное, спрашивается? И у кого?
Межевание секретных земель с целью их дальнейшей легализации проводилось по хитрой схеме: войсковая часть подает иск в суд — якобы некие граждане со своими постройками незаконно занимают ее территорию. Затем этот суд войсковая часть… проигрывает, а земля совершенно официально остается за частниками — и дальше на ней можно строить все, что угодно. Масштабы предприятия поражали своим размахом. Внизу бункеры, суперзасекреченный военный город, ветка правительственного метро в Кремль, а сверху — бойкое строительство (даже ликеро-водочный заводик вырос поблизости), особая наглость — это прокладка коммерческого кабеля для интернета в той же траншее, что и кабель правительственной спецсвязи.
Местные жители официально обратились к Президенту России — через президентский сайт, с предоставлением всех документов, чтобы рассказать о творящихся в Чехове-2 безобразиях. Однако бывший начальник Службы ССО Николай Романенко заявил, что все, о чем они сообщили главе государства — является гостайной и за это можно посадить — и начал преследовать уже тех, кто «настучал» на него президенту.
фото: Михаил Ковалев
На фото: секретный президентский бункер.
Между тем, согласно данным регистрационной палаты, одним из владельцев секретных территорий даже стала фирма со стопроцентным уставным капиталом офшорной кипрской компании.
То есть иностранцы необъяснимым образом захапали десятки га рядом с секретным правительственным объектом. Как такое могло получиться? Почему этим никто не заинтересовался?
На самом деле заинтересовались — генералы все-таки попали в оперативную разработку спецслужб, но до поры и времени не подозревали об этом, продолжая распоряжаться землями «особого назначения» как своими собственными.
«Эта история чуть не доканала моего отца. Он заработал инсульт, три дня по наговору провел в ИВС, изоляторе временного содержания, с него только недавно сняли часть обвинений. И все из-за того, что он пытался разоблачить аферы генералов», — рассказывает Юлия Курилович. Ее отец — Анатолий Курилович — военный строитель, гендиректор крупной строительной фирмы, как раз и есть тот самый человек, который передал роковую взятку Владимиру Сазонову.
Дело в том, что компания подполковника Анатолия Куриловича возводила жилье по государственным контрактам для нужд Службы специальных объектов при Президенте РФ.
Отношения с руководством ССО все эти годы у Анатолия Куриловича были хорошими — а как иначе? Он бы просто не получил тогда государственный заказ, общая стоимость которого приближалась к двум миллиардам рублей.
— Я знаю правила игры, — рассказывал два года назад «МК» Курилович. — Хочешь получить контракт — плати. Так длилось очень долго, годами, руководство войсковой части тянуло деньги, затягивало подписания актов выполненных работ по строительству жилья военнослужащим, растягивались сроки платежей. Не был бы я — был бы другой, на этом построена вся схема… По одному 200-квартирному дому мне недоплатили порядка 144 миллионов. В конце концов мне это надоело, с марта 2011-го я прекратил платить откаты и подал в суд.
Подполковник Курилович напрямую отправился в приемную ФСБ — оттуда его передали в департамент военной контрразведки. «Выяснилось, что к командованию нашей части приглядывались давно. Не было только реального свидетеля, готового дать показания в суде, то есть такого, как я», — продолжал Анатолий Курилович.
Взятка Владимиру Сазонову стала частью оперативной игры. 5 миллионов рублей Курилович передал не лично генералу, а одному из его приближенных подполковнику Владимиру Агееву. Эти деньги якобы должны были устранить препоны при подписании актов выполненных работ по строящимся домам.
Помощника-посредника Агеева на получении взятки повязали — но его дело выделили в отдельное производство, так как Агеев сразу начал давать показания на командира и за сотрудничество со следствием получил достаточно мягкий срок. Из максимальных 15 лет — 5 условно с выплатой ущерба государству в 17,5 миллионов рублей.
Генерал-майору Сазонову также предъявили обвинение. Главным Военным Следственным Управлением СК РФ в отношении него было возбуждено уголовное дело №29/00/0007-12 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Защита Владимира Сазонова не отрицала того, что строитель Курилович передал деньги Агееву, но категорически отказывалась признать, что взятка предназначалась именно генералу. Дескать, Агеев сам чего-то вымогал, а его начальство об этом «ни сном ни духом». «Я не оспариваю того, что получение взятки Агеевым от Куриловича имело место, как и тот факт, что Курилович, передавая взятку Агееву, всячески пытался создать картину того, что эти деньги он передавал мне, — заявил генерал Сазонов на суде.
По его мнению, взятка не принесла бы Куриловичу никакой выгоды. Ведь акты государственной приемки объектов, как того хотел Курилович, так и не были подписаны — к слову сказать, из-за всех этих скандалов дома до сих пор стоят недостроенными и сотни офицеров пока что остаются без жилья.
На Анатолия Куриловича как на ключевого свидетеля по делу о взятке началось давление. Против него возбудили сразу несколько уголовных производств, в том числе за мошенничество в особо крупных размерах. «Три дня я провел в ИВС и был вынужден обратиться с просьбой защитить меня, мою семью, к государству. Я объяснил, что мое уголовное преследование — это месть за то, что я раскрыл махинации командования», — после чего военного строителя действительно взяли в программу защиты свидетелей.
Следствие по этому делу, как вы помните, длилось более трех лет. За это время сам Анатолий Курилович перенес инсульт. По бумагам такой же диагноз был поставлен и Владимиру Сазонову.
Последние пять заседаний генерал вообще не являлся на процесс, предоставив официальный больничный. Возможно, именно этим он мог настроить против себя судью, и 24 июня в день оглашения приговора, тот велел заключить Сазонова под стражу.
Адвокаты Владимира Сазонова предполагают оспаривать данный приговор, считая его необоснованным и незаконным — дескать, генерала просто оговорили. Своей вины уже бывший начальник Службы специальных объектов при Президенте РФ, находящийся в данный момент в «Матросской тишине», категорически не признал. Так что на этом история вряд ли закончится.
Автор: Екатерина Сажнева