Острые денежные разногласия доводят владельцев жилья до суда
фото: Александр Астафьев
Многие квартиросъемщики во время очередной встречи с хозяином слышали не самую приятную для уха фразу: «Со следующего месяца я поднимаю вам арендную плату на тысячу (две тысячи, три тысячи…) рублей. По этой причине, как говорилось выше, возникает четверть конфликтов. Между тем повышение арендной платы в период действия договора найма является нарушением договоренностей.
Еще 20% конфликтных ситуаций происходит из-за асоциального поведения квартиросъемщика. Чаще всего возмущение хозяев вызывает порча имущества и жалобы соседей.
Нередко размолвки случаются, если арендатор отказывается или невовремя оплачивает телефонные переговоры и жилищно-коммунальные услуги (если, конечно, такая обязанность значится в договоре). Проблемы возникают и в случае расширения объема платежей. Например, хозяин считает, что съемщик должен оплатить (полностью или частично) установку видеокамеры в подъезде, работу консьержа и т.д.). Доля конфликтов такого рода составляет 15% от общего количества проблемных ситуаций.
— «Яблоками раздора» в сфере аренды жилья также становятся следующие действия: невозвращение залога; выселение до срока (нередко после того, как арендатор выполнил ремонт в квартире и рассчитывал проживать там дальше); чрезмерный контроль со стороны хозяина жилья. К конфликту приводит и желание одной из сторон изменить условия найма до истечения срока договора. Такое поведение провоцирует примерно 15% спорных моментов, — говорят авторы исследования.
Большая часть конфликтов решается тем или иным образом без участия судебных инстанций. Но определенная доля все же становится предметом официального разбирательства. По данным ИНКОМ-Недвижимость, на общий объем в несколько десятков тысяч сделок, заключенных их специалистами, приходится 4-6 судебных разбирательств. Чаще свои права в суде отстаивают наймодатели — примерно 60% (против 40% арендаторов). Важно, что обратиться с иском можно только в случае подписания письменного договора между сторонами и наличия в нем соответствующего пункта, по которому возник спор.
— Среди тенденций этого года можно выделить снижение уровня конфликтности между нанимателями и наймодателями, что связано в том числе и с кризисом в экономике, — комментирует заместитель директора департамента аренды квартир компании Оксана Полякова. — Несмотря на то, что предложение на рынке существенно превышает спрос, и цены на аренду снижены, совсем не многие наниматели стремятся переехать — это всегда хлопотно. Поэтому наниматели, наоборот, пытаются договориться с хозяевами об определенных скидках: снижении ставки или оплаты собственником части жилищно-коммунальных услуг. Наймодатели также держатся за квартирантов и готовы идти навстречу стабильным жильцам. Можно сказать, что в этом смысле кризис сближает.
Кроме того, в последние два-три года повысилась юридическая грамотность граждан. Теперь участники рынка аренды жилья, как правило, тщательно составляют и изучают все пункты договора найма, знают, что за несоблюдение вполне можно подавать иск в суд. Они больше не боятся самого факта судебного разбирательства (учитывая зарубежную практику). Но, с другой стороны, уже имеют представление о том, что в нашей стране эта процедура требует немало сил, времени и финансовых затрат. Поэтому подавляющее большинство конфликтов решается в досудебном порядке. И если раньше бытовые споры касались прежде всего возмещения ущерба, то нынче треть подобных претензий решается цивилизованными переговорами и договоренностями.
Автор: Ольга Грекова
Источник