Расследование гибели подводного аппарата обойдется в миллионы долларов
фото: AP
По мнению экспертов, инновационный дизайн подводного аппарата Titan, возможно, привел к его крушению. Удлиненная конструкция подлодки в сочетании с повторяющимися нагрузками, с которыми корпус сталкивался на протяжении многих лет, могли способствовать взрыву, произошедшему в воскресенье, 18 июня.
Несколько экспертов заявили, что конструкция подводного аппарата «Титан», возможно, была не столь подходящей, как другие, для глубоких погружений к обломкам «Титаника».
Крис Роман, профессор Высшей школы океанографии Университета Род-Айленда, сообщил Associated Press, что вытянутая форма «Титана» могла увеличить внешнее давление. Роман сказал, что сфера имеет “идеальную форму”, потому что давление воды одинаково со всех сторон.
Каждый раз, когда подводная лодка компании OceanGate Expeditions отправлялась на погружение, в корпусе толщиной в пять дюймов могли образоваться крошечные трещины.
“Поначалу это может быть небольшим и незаметным, но вскоре станет критическим и приведет к быстрому и неконтролируемому росту”, – прокомментировал Associated Press доцент Плимутского университета Джаспер Грэм-Джонс.
На подводной лодке погибли пять человек: генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, французский эксперт по дайвингу Поль-Анри Наржоле, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулеман Давуд.
Эксперты в течение многих лет предупреждали генерального директора компании Ocean Gate Стоктона Раша о том, что его самодельный подводный аппарат не подходит для погружений на глубины, которые существуют на месте гибели «Титаника», из-за его корпуса из углеродного волокна.
Материал очень жесткий, обладает высокой химической стойкостью, устойчивостью к высоким температурам и тепловым расширениям, однако он также склонен к расслаиванию под давлением.
Отраслевые эксперты полагают, что титановые компоненты батискафа выдержали катастрофу, которая произошла почти на глубине 4000 м под водой, в то время как элементы из углеродного волокна, вероятно, были раздроблены на сотни кусков.
Режиссер «Титаника» Джеймс Кэмерон, известный исследователь морских глубин и эксперт по подводным аппаратам, сказал: «Если бы мне пришлось поставить деньги на то, какими будут результаты расследования, ахиллесовой пятой субмарины был бы композитный цилиндр, который был основным корпусом, внутри которого находились люди. На каждом конце было по две титановых заглушки. Они относительно нетронуты на морском дне. Но этот композитный цилиндр из углеродного волокна теперь состоит всего лишь из очень маленьких кусочков. Все это втиснуто в одно из полушарий. Совершенно очевидно, что именно это и привело к краху».
Части, поднятые из океана, по-видимому, совпадают с наблюдениями Кэмерона, в том числе насчет того, что более крупными кусками были титановые детали судна, отмечает Daily Mail. Теперь следователи будут работать над тем, чтобы подтвердить, что представляет собой каждый фрагмент.
Из примерно десяти подводных аппаратов, существующих на планете и способных погружаться на глубину обреченного океанского лайнера, только один был несертифицирован – принадлежавший компании OceanGate батискаф «Титан». И это несмотря на многочисленные заявления OceanGate, которая заверяла, что ее подводный аппарат был безопасен в течение многих лет.
Анализ конструкции подводного аппарата был проведен после того, как береговая охрана США объявила, что на месте крушения подводной лодки “Титан” были обнаружены «предполагаемые человеческие останки».
Останки решено было доставить в США и проанализировать в рамках более широкого международного расследования того, что пошло не так во время катастрофического рейса к месту кораблекрушения «Титаника» ранее в этом месяце.
Ранее сегодня пресс-секретарь сообщил СМИ: «Медицинские работники Соединенных Штатов проведут официальный анализ предполагаемых человеческих останков, которые были тщательно извлечены из-под обломков на месте инцидента».
Скорбящие родственники пяти жертв подводной лодки «Титан», затонувшей в результате глубоководной катастрофы, никогда не смогут предать земле их тела, пишет Daily Mail.
Заявление береговой охраны о том, что медицинские работники анализировали «предполагаемые человеческие останки», найденные на обломках, рисует неприятную реальность для родственников. Военно-морской архитектор Тони Боумен рассказал MailOnline: «Воздействие потока воды, давление было огромным. Фрагменты тел могут быть найдены, потому что эти струи воды были просто мгновенными. Просто применив к этому какой-то логический смысл, поймем, что бедные люди там ничего и не осознали, когда это произошло. Судя по тому, что я видел, это были большие детали подводного аппарата. Мне кажется, среди частей подводной лодки можно было бы найти какие-то останки. Любой компетентный человек, работавший над этим, должен был знать, что это обернется катастрофой. Инженеры, должно быть, потрудились над созданием этого – расследование того, что произошло, будет иметь очень длинный хвост”.
Стоимость беспрецедентных поисков пропавшего подводного аппарата Titan легко исчисляется миллионами долларов, заявили эксперты.
По словам Нормана Полмара, военно-морского историка, аналитика и автора из Вирджинии, аналогов такого подобного поиска в океане не существует, особенно с учетом того, что в последнее время задействовано так много стран и даже коммерческих предприятий.
В поисках использовались турбовинтовые истребители P-3 Orion и реактивные P-8 Poseidon, а также C-130 Hercules. Сами по себе самолеты дороги в эксплуатации, и Пентагон установил почасовую стоимость в десятки тысяч долларов.
Поиски обломков “Титана» также вел глубоководный робот – дистанционно управляемый аппарат (ROV) под названием Odysseus 6K, исследовавший морское дно в Северной Атлантике. Именно «Одиссей» обнаружил поле обломков, которое «соответствует катастрофическому взрыву судна».
Компания Pelagic Research Services, которая развернула Odysseus и сотрудничает под единым командованием с Советом по безопасности на транспорте Канады и береговой охраной США, поделилась изображениями глубоководного робота.
Эд Кассано, руководитель проекта подводных средств на борту канадского судна Horizon Arctic, сыгравшего важную роль в первоначальных поисках «Титана» и выведшего «Одиссей» в море, сказал в заявлении, что робот «успешно исследовал идентифицированные объекты, представляющие интерес, в соответствии с инструкциями бортового командования по расследованию инцидентов персонал».
Такие ROV могут собирать огромные объемы данных для глубоководных операций, включая видеоматериалы и показания датчиков. В идеале ROV сможет надежно и быстро передавать данные обратно на вспомогательное судно или береговой объект, поскольку передача данных в режиме реального времени часто необходима для принятия важных решений «на лету». Тем не менее некоторые части “Титана” могут никогда не быть найдены. Возможно, они распались во время взрыва, или их отнесло слишком далеко от зоны поиска, или они оказались скрыты другими обломками.
Подводные опасности, суровая погода и сильные течения – все это усугубляет проблему, особенно из-за ограничения видимости. В глубоководных районах океана мутность (затуманенность) и отсутствие естественного освещения означают, что видимость близка к нулю. Здесь для навигации, составления карт и определения местоположения интересующих объектов может использоваться только гидроакустическая технология (использующая звуковые волны).
Любой извлеченный фрагмент, несомненно, будет ценным. Обломки являются физическим свидетельством взрыва, поэтому их анализ позволит получить информацию (например, о характере повреждений и трещинах), которую можно использовать для определения источника взрыва и задействованных сил.
Эксперты также могут провести химический анализ остатков на обломках самолета. Однако на это влияет морская вода, поэтому быстрое восстановление будет иметь важное значение.
Удаленное местоположение «Титана» означает, что следователи не смогут позволить себе роскошь быстрой поддержки со стороны береговых спасательных станций, которые могут быстро развернуть поисково-спасательные средства и команды водолазов.
Им придется полагаться на специализированные ресурсы, такие как большие суда и самолеты с увеличенной дальностью полета. Самолет может обеспечить приподнятую платформу для визуального наблюдения и аэрофотосъемки, а также технологии дистанционного зондирования, включая радиолокационные системы и тепловизионные датчики.
Некоторые агентства могут потребовать возмещения расходов. Но береговой охране США, чей счет сам по себе исчисляется миллионами долларов, федеральный закон, как правило, запрещает взимать компенсацию, относящуюся к какой-либо поисковой или спасательной службе, сказал Стивен Кертинг, прокурор США в штате Мэн, специализирующийся на морском праве.
“Береговая охрана, как по закону, так и по политике, не стремится взыскивать расходы, связанные с поиском и спасением, с получателей этих услуг”, – говорится в заявлении Береговой охраны.
В состав Морского следственного комитета береговой охраны, самого высокого уровня расследования, проводимого агентством, войдут международные органы из Канады, Франции и Соединенного Королевства.
В качестве первого шага в расследовании власти соберут доказательства путем разбора обломков, заявил главный следователь капитан Дж. Джейсон Нойбауэр. По словам Нойбауэра, следователи, скорее всего, проведут официальное слушание, чтобы получить свидетельские показания после завершения сбора доказательств. Расследование также изучит потенциальные «неправомерные действия, некомпетентность, халатность, неумелость или умышленное нарушение закона» со стороны OceanGate, компании, которой принадлежала подлодка “Титан».
Катастрофа на «Титане» произошла в международных водах, на коммерческом судне, и жертвами стали люди разных национальностей. Официальные лица, вероятно, захотят быть уверенными в любых обнародованных деталях – а некоторые могут вообще не разглашаться, отмечает издание The Conversation.
Исследовательская подлодка «Титан», принадлежащая американской компании OceanGate, потеряла связь со своим надводным судном примерно через час и 45 минут после погружения.
Автор: Андрей Яшлавский
Источник