Правозащитники написали открытое письмо Путину против расширения полномочий ФСБ

Они призывают Совфед не утверждать законопроект, а президента — его не подписывать.

Принятые поправки в закон «О Федеральной службе безопасности», уточняющие правила применения сотрудниками ФСБ оружия, спецсредств и физической силы, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Еще бы — они фактически разрешают ФСБ-шникам применять оружие в местах массового скопления людей, пусть и в строго оговоренных случаях: для предотвращения террористического акта, для освобождения заложников и для отражения нападения на опасные объекты. Тем не менее, ряд правозащитников борются против принятия законопроекта и написали открытое обращение Путину и Матвиенко. Мы приводим его текст целиком.


фото: morguefile.com

Президенту Российской Федерации

В.В. Путину

Председателю Совета Федерации

Федерального собрания РФ

В.И. Матвиенко

Остановить принятие поправок к Федеральному закону «О федеральной службе безопасности»

Открытое обращение правозащитников

22 декабря 2015 года скоропалительно и без проведения экспертизы правозащитными государственными институтами и Общественной палатой, а также без широкого общественного обсуждения был принят сразу во втором и третьем чтении Законопроект № 830561-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности».

23 декабря 2015 года данный законопроект был направлен в Совет Федерации.

Принятие данного законопроекта в нынешней редакции совершенно недопустимо, поскольку нарушает фундаментальные права граждан на жизнь и здоровье.

Не имея возможности к настоящему моменту в связи с экстренным принятием данного законопроекта и отсутствием какой-либо публичности вокруг него провести полный юридический анализ данного законопроекта, мы приведем лишь несколько примеров.

В предложенной редакции (ст. 14 ч. 2): «2. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям». Отсутствует даже минимальное необходимое ограничение «, если применение силы, спецсредств и оружия признано правомерным». Это означает, что пострадавшие будут лишены возможности обжаловать причиненный в данном случае вред в судебном порядке.

В предложенной редакции (ст. 14.1) «военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (старшего группы)». Нет указания на законность приказов или распоряжений (только в этом случае!) и, тем более, на возможность невыполнения заведомо незаконного приказа или распоряжения.

В предложенной редакции (ст.14.4) военнослужащие применяют физическую силу и спецсредства «для пресечения преступления или административного правонарушения» (п. б) ст. 14.4), «для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности» (п. в) ст. 14.4.), «для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих органов федеральной службы безопасности» (п. в) ст. 14.5.). Согласно этим формулировкам физическая сила и спецсредства могут быть применены для пресечения любого преступления (клевета) и административного правонарушения (превышение скорости). Также физическая сила и спецсредства могут быть применены для пресечения ненасильственного (словесного или иного) сопротивления.

Фактически, формулировки предложенного законопроекта повторяют первоначальный вариант поправок в Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который в народе получил название «закон садистов». После тщательного обсуждения на Совете по правам человека при Президенте РФ, а также совместной работы правозащитников и законодателей удалось выработать в основном приемлемые формулировки для принятия данного закона.

Совершенно очевидно, что такую же работу необходимо провести и над данным законопроектом.

Мы призываем Совет Федерации не утверждать данный законопроект до тех пор, пока он не пройдет экспертизу Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета по правам человека при Президенте РФ, Общественной палаты в РФ, а также широкое общественное обсуждение.

Мы призываем Президента РФ, в случае утверждения Советом Федерации РФ поправок к Федеральному закону «О федеральной службе безопасности» в нынешнем виде, не подписывать данный закон.

25.12.2015

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Председатель Московской Хельсинкской группы, Л.М. Алексеева

Член Московской Хельсинкской группы, В.В. Борщёв

Член Правления Общественной правозащитной организации «Гражданский контроль», Ю.И. Вдовин

Председатель Комитета «Гражданское содействие», С.А. Ганнушкина

Директор «Института прав человека», В.М. Гефтер

Член Совета Правозащитного центра «Мемориал», О.П. Орлов

Исполнительный директор Движения «За права человека», Л.А. Пономарёв

Директор Фонда «Общественный вердикт», Н.Е. Таубина

Председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал», А.В. Черкасов

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук, И.Г. Шаблинский

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением