Фото: gettyimages
«Раньше мы инвестировали в основном в четыре отрасли: e-commerce, мобильные приложения, медиастартапы и IT-стартапы. Сейчас мы выделили несколько новых перспективных направлений. Это финансовые технологии — все, что касается оплаты и кредитования. Затем медицинские технологии: цифровая медицина, перевод медицинских услуг в цифровой формат — например, доктор сидит в Москве и обслуживает человека в регионе; роботизация, когда в человеческий организм вживляются нанороботы и лечат его; персонализированная медицина. Еще один отдельный тренд — роботы и дроны. Остальные направления — образование, например, онлайн-образование или новые формы образования, а также нетрадиционные стартапы — все, что может выстрелить совершенно случайно, какие-то ноу-хау вроде добычи полезных ископаемых на астероидах или поиска внеземных цивилизаций».
Замир Шухов, исполнительный директор проекта поддержки предпринимательства GVA LaunchGurus.
«Дизайн продукта — это все, что продается сейчас. Никому не нужен монитор, всем нужен крутой, красивый монитор. Всем нужен крутой велосипед. Всем хочется пользоваться красивыми вещами. Я недавно вернулся из Бельгии, там сейчас популярен формат bright startup, когда именно дизайнеры встречаются с бизнесменами. И если мы сейчас запустим такой же формат здесь, то у нас будет взрыв активности».
Василий Быков, основатель бизнес-акселератора «Сталь».
«Количество стартапов продолжает расти, несмотря на кризис. В 2014 году по сравнению с 2013-м инвестиции в стартапы были больше — $1,6 млрд. Количество сделок не увеличилось, но суммы, которые были вложены в стартапы, значительно выросли. В конце прошлого года очень сильно упал доллар, рынок инвесторов сжался. Большинство активных инвесторов, которых мы знали, начали придерживать свои деньги, фонды перестали инвестировать. Но количество стартапов не уменьшилось. С конца первого квартала 2015 года начался резкий рост, стали появляться новые проекты. Однако качество стартапов растет, к сожалению, медленнее, чем их количество. В этом и была проблема: инвесторы стали придерживать деньги, потому что боялись за свои инвестиции».
Замир Шухов, исполнительный директор проекта поддержки предпринимательства GVA LaunchGurus.
«Как только произошел кризис и частные деньги с рынка начали уходить, мы заметили активизацию государственных фондов и государственных институтов развития. Они стали больше и активнее выдавать различные гранты, запустили программы поддержки предпринимателей. Это и региональные власти, и московское правительство, которое выдает некие безвозвратные гранты, и институты развития: РВК, Сколково. С одной стороны, хорошо, что государство помогает развивать инфраструктуру и помогает развиваться молодым компаниям. С другой стороны, это плохо влияет на их некую внутреннюю силу. Мы с коллегами из соцразвития часто ругаемся на эту тему, говорим: «Коллеги, ну что же вы делаете? Когда вы 5 миллионов рублей просто дарите стартапу, то у него нет мотивации развиваться, делать продажи».
Замир Шухов, исполнительный директор проекта поддержки предпринимательства GVA LaunchGurus.
«Как показывает западная статистика, 90% всех технологических стартапов заканчивают тем, что их поглощают большие компании. Нам тоже интересно в России вырастить эту историю. Сейчас мы стараемся внедрить инновационную культуру в традиционные российские компании. Это получается не всегда успешно, но прогресс есть, и прогресс достаточно большой. Когда я пришел в этот бизнес четыре года назад, слово «стартап» было ругательным в корпоративной среде. Сейчас очень многие корпорации вполне успешно оперируют этими словами. К сожалению, в больших компаниях все происходит медленно. Однако сейчас идет тенденция, чтобы инновационные подразделения выделялись в некие отдельные блоки, которые могли бы жить по более простым процедурам в частях корпораций. За счет этого происходит ускорение общения со стартапом».
Владимир Костеев, исполнительный директор «Клуба директоров по науке и инновациям».
Авторы: Ануш Долуханян, Алиса Курманаева
Источник