Сотрудники музея уверены, что с заменой руководителя-ученого на священника центр превратится из научного в религиозный.
Фото: пресс-служба заповедника «Херсонес Таврический»
— Это мое решение. Оно принято в связи с тем, что ранее были на территории заповедника противоречия между музеем и церковью. Теперь такого противоречия не будет, — сказал Меняйло и отметил, что в России есть примеры, когда музеи-заповедники возглавляют представители церкви: «Соловецкие острова, Сергиев Посад».
Меняйло сообщил, что назначение церковнослужителя согласовано с министром культуры РФ Владимиром Мединским. При этом так и не объяснил причину увольнения бывшего директора заповедника Андрея Кулагина, возглавившего «Херсонес Таврический» в феврале этого года.
— Я предложил прежнему директору остаться на должности заместителя по науке, но он не согласился и был уволен, — сказал Меняйло, а позже заметил, что не удивиться, «если по итогам кое-каких мероприятий еще на директора будут возбуждены уголовные дела».
Сотрудники «Херсонеса» считают, что с назначением на должность директора священнослужителя в музее полностью сменится вектор развития заповедника и «перечеркнет труд тысяч людей, на протяжении почти 200 лет отдавших свои знания, силы и души «Херсонесу». «Мы уверены, что назначение на пост директора заповедника человека далекого от науки и тем более представляющего интересы церкви, может нанести ущерб Херсонесу, — отмечается в открытом обращении сотрудников завпоедника к правительству Севастополя. — Здесь необходим баланс интересов церкви и светской культуры, но с приходом на руководящую должность священника это будет невозможно. Не верится, что отцу Сергею удастся защищать херсонесскую науку, как это старались делать его предшественники. Дело кончится тем, что Херсонес из научно-просветительского центра превратится в религиозный, что совершенно недопустимо для российской и мировой науки и культуры».
Заповедник сегодня представляет собой крупное научно-исследовательское и просветительское учреждение, занимающееся историей и археологией античной и средневековой эпох, а также античный памятник мирового уровня, притом что хора Херсонеса по своей сохранности вообще не имеет аналогов в мире. В учреждении работают около 60 научных сотрудников, которые обладают уникальными знаниями в археологии, антропологии, нумизматике, реставрации и ежегодно проводят раскопки как на территории городища, хоры, так и дальней округи античного города.
Известный археолог, декан Исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Александр Герцен считает, что в этом назначении, «может быть, и нет логики особой или же оно выкристаллизовалось в очень высоких сферах, которые могли проигнорировать ту естественную реакцию научной общественности».
— Я лично знаком с отцом Сергием Халютой, это порядочный человек, владеющий историческим материалом, но здесь даже не в Халюте вопрос, а в том, что научное учреждение, культурно-исторический комплекс, научно-исследовательский, фактически переходит в ведение церкви вопреки принципу Иисуса: «Богу — богово, Кесарю — Кесарево», — отметил эксперт в комментарии «МК». — Исследователи, ученые, музейщики видят за этим большие изменения в отношении к самому Херсонесу и его историческому наследию, которое, собственно говоря, и сделало его всемирно известным памятником мировой культуры. Кстати, когда ставился вопрос о включении его в список наследия ЮНЕСКО (куда он вошел в итоге), как раз сочетание заповедника и монастыря вызывало вопросы. При всех его положительных личных качествах Халюта должен будет выполнять определенные действия, которые прогнозируются сотрудниками заповедника как уничтожение Херсонеса как объекта культурного наследия и научно-просветительского центра.
Ученый также выразил надежду на то, что все-таки «будут внятные объяснения даны по поводу таких кадровых решений».
Пока наиболее «внятный» ответ на этот вопрос, похоже, дал сам губернатор Меняйло, когда на замечание сотрудницы «Херсонеса»: «Вы нам еще пэтэушника пришлите!» — ответил:
— Надо будет — пришлем.
Напомним, в июне Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело против бывшего гендиректора национального заповедника «Херсонес Таврический» Леонида Марченко, бывшего начальника отдела охраны объектов культурного наследия Севастопольской городской государственной администрации Светланы Шевченко, а также руководителя предприятия «Археополис» Сергея Юткевича за аферы с землей. В результате их действий в частную собственность незаконно передали более 24 гектаров земель, на которых расположены памятники археологии.
В октябре 2014 года в Севастополе возбудили уголовное дело по факту незаконной выдачи почти 4 гектаров земли заповедника «Херсонес Таврический» дачному кооперативу «Научный-7». В мошенничестве подозревают должностных лиц Севастопольского управления Госкомитета по земельным ресурсам Украины. В действующей администрации заповедника при этом уверяли, что его земля никому не выделялась, а представители дачного кооператива сообщали, что все нормы закона при выделении земли были соблюдены.
Историк Леонид Марченко оставил пост директора заповедника «Херсонес Таврический» в июне 2011 года после более чем четверти века руководства. Сменивший его инженер-механик Леонид Жунько тогда же заметил, что «беда Херсонеса в том, что он расположен посреди города, и интересов к его землям со стороны различных структур великое множество». «И я понимаю, что даже если ты не хочешь, то происходят ситуации, когда раздаются звонки то с одной, то с другой стороны, и тебя поднапрягают, и мы все равно вынуждены уступать и терять свои драгоценные земли», — весьма пространно пояснил он.
Авторы: Алексей Вакуленко, Светлана Малахатко
Фото: Майкл Львовски