Можем ли мы предотвратить катастрофу?
Вряд ли есть непреодолимые трудности для террористов доставить в любой мегаполис радиоактивные материалы различного качества, подорвать «грязную бомбу», изготовить ядерное взрывное устройство. Или разрушить один из многих исследовательских реакторов.
В сфере контроля над ядерным оружием сегодня сложилась беспрецедентная даже для периода холодной войны ситуация, не говоря уже о времени после её окончания. В настоящее время действует только один Пражский Договор по СНВ, вступивший в силу в 2011 году. Бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности испытывает если ещё не удары, то ощутимые толчки с двух сторон. И больше ничего нет.
Но даже в периоды холодной войны, как и в новейшей истории, после подписания договоров о сокращении стратегических ядерных вооружений между США и СССР/Россией стороны без промедления приступали к консультациям и переговорам по следующему договору.
И только теперь этот крайне необходимый процесс прерван, причём ещё до резкого обострения отношений между США и Россией вследствие событий на Украине и по ряду других причин. Всё это приводит к повышенному риску непреднамеренного или спровоцированного применения ядерного оружия в различных регионах мира с непрогнозируемой эскалацией. И в сильной степени препятствует укреплению режима ядерного нераспространения, в который Россия вносила и вносит значительный вклад. Так, например, наша страна по инициативе Президента России одной из первых ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Однако он до настоящего времени не вступил в силу из-за того, что его не ратифицировали США, Китай и ряд других стран.
Как говорил известный Грэм Эллисон, бывший помощник министра обороны, автор исследования «Ядерный терроризм. Предотвратимая катастрофа», который ещё 10 лет тому назад написал: «Если политики будут действовать так же, как они действуют сегодня, то террористы смогут использовать ядерное оружие уже в следующем десятилетии. Ядерная атака террористов неизбежна. Убеждён, что, несмотря на конфронтацию между Западом и Россией, рост военной активности, проблему беженцев, решительная борьба с ядерным терроризмом не должна отходить на задний план.
Эксперты международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы совместно с экспертами фонда «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы» подготовили обращение к лидерам США и России с рекомендациями и предложения предпринять безотлагательные шаги в следующих направлениях:
Во – первых признание лидерами России и США, ведущих государств Европы и мира противодействие ядерному терроризму высшим приоритетом обеспечения международной безопасности;
во-вторых, необходимо безотлагательно реанимировать и усилить сотрудничество по всем принятым ранее инициативам и резолюциям Совета Безопасности ООН по ядерному терроризму;
в-третьих, договориться, наконец, России, США, Европе, странам Ближнего Востока о тесной координации и усилении реальных действий против Исламского государства, на чем настаивает президент России Владимир Владимирович Путин.
Вячеслав Кантор — Президент Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы
Источник