Стандарт вступит в силу с 1 апреля 2024 года
фото: Наталья Мущинкина
О принятии национального стандарта ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования» сообщило профильное ведомство — Росстандарт. Текста документа пока нет в открытом доступе, однако известно, что в нем «установлены требования к различным форматам услуг доставки: «собственная доставка» (самостоятельная силами организаций общественного питания), доставка через агрегаторов (онлайн-платформы), доставка через операторов услуг».
С учетом недавней ковидной реальности и вспышек респираторных заболеваний стандарт включает в себя алгоритм бесконтактного способа доставки — когда еда передается не из рук в руки, а оставляется в условленном месте. Транспорт должен соответствовать требованиям законодательства, как и прочий инвентарь — сумки, емкости для перевозки заказов. В частности, требуется защита сумок с питанием от грязи, пыли, животных, включая насекомых и грызунов.
В сумках вместе с заказами, подчеркивается в стандарте, не должно быть личных вещей курьера и других продуктов и непродовольственных товаров.
«При разработке стандарта был изучен мировой опыт доставки еды, а также опыт российских флагманов в сфере услуг доставки», — утверждается в сообщении Росстандарта; в числе участников разработки называют Федерацию рестораторов и отельеров России, Главное управление общественного питания Управделами президента России, а также несколько ключевых игроков этого сектора рынка.
— Российский рынок доставки еды за последние 2,5 года вырос более, чем на 20%, предоставляя все больше возможностей для тех, кто хочет быстро и удобно заказать еду из предприятий общественного питания домой или в офис, — говорит глава Роскачества Максим Протасов. — Поэтому утверждение ГОСТа на доставку продукции общественного питания обеспечит грамотное и качественное обслуживание потребителей вне заведения.
Как и все российские ГОСТы, применяемые к «нелицензируемым» отраслям, данный стандарт изначально является добровольным — соответствие этому стандарту не является обязательным условием работы в этом секторе рынка. Напротив, напоминает юрист Алексей Голубев, декларация о соответствии стандарту влечет для компаний большие издержки: выполнять требования стандарта придется без дураков, причем под государственным контролем (предусмотрены проверки Роспотребнадзора).
— С этой точки зрения стандарт должен бы оказаться документом абсолютно бессмысленным, если только не будет придумано способа все-таки принудить игроков рынка к соответствию ГОСТ, — резюмирует юрист.
Такой способ, как выяснилось, имеется: как рассказали «МК» сотрудники службы безопасности одной из крупных гостиниц Москвы, ранее находившейся под управлением иностранного холдинга, вполне возможен вариант, что только доставка от компании, заявившей о соответствии стандарту, будет допускаться к гостям отеля. «Обоснование очень простое: мы, как гостиница, обязаны поддерживать собственные высокие стандарты обслуживания, в частности ограждать гостей от некачественного сервиса, — подчеркнули в отеле. — А значит, вправе требовать от тех сервисов, которые допускаем в отель, соответствия имеющимся национальным стандартам. Так мы можем быть уверенными, что клиенты гостиницы получают услуги самого лучшего уровня».
фото: Наталья Мущинкина
О том, что подобная мера может быть введена после вступления в силу стандарта, «МК» подтвердили и в управляющей компании одного из бизнес-центров класса «А», расположенного в Тверском районе. Иными словами, службы доставки, декларирующие соответствие ГОСТ, будут допущены «до двери» заказчика, а все остальные вынуждены будут назначать клиентам «встречи на нейтральной территории».
В числе тех компаний-доставщиков, которые успешно пройдут «ГОСТирование», в первую очередь окажутся именно крупнейшие — олигополисты этого сектора рынка. Те самые, которые участвовали в разработке стандартов. Бизнес-процессы, выстроенные в этих компаниях, уже сейчас соответствуют требованиям документа, а прохождение проверок для крупных компаний организовать во все времена легче.
А вот жизнь пока еще существующих независимых доставщиков — выстроенных еще в 2000-е и 2010-е годы при отдельных ресторанах и сетях, а также кооперативных структур локального масштаба — может заметно осложниться: операторам придется выбирать между комфортом клиента и необходимостью «подставляться» под лишние проверки. Тем более, что из многих ресторанов сейчас можно заказать доставку как при помощи собственной курьерской службы, так и посредством крупного сервиса.
— Разницу в подходах между обоими вариантами я очень хорошо ощутила несколько недель назад, заказав несколько коробок пиццы через крупную службу доставки, а не их собственную, — рассказала «МК» москвичка Дарья Никитская, невольно сравнившая обе модели. — В предновогодней суете приехали стоящие «на попах» коробки с пиццей, еда потеряла форму. После моей претензии оператор аккуратно вернул деньги за заказ. А штатная доставка пиццерии попросту привезла бы все аккуратно, так как они развозят только пиццу и никогда не допустили бы такого промаха.
Конечно, в требованиях ГОСТ указаны все необходимые параметры качественной доставки еды (в это хочется верить, пока нет возможности изучить сам документ). Но к чему приводит моно- и олигополия в плане качества и доступности сервиса — мы можем наблюдать прямо сейчас на примере такси. Если к такой же унификации дело идет и в сфере доставки — это, пожалуй, не слишком весело.
Автор: Антон Размахнин
Источник