С 1 сентября ценники в самопровозглашенной республике будут рублевыми. Каковы последствия этого для России
фото: Наталья Мущинкина
— Это — вынужденное решение ЛНР потому что у этой республики нет технической возможности получать украинскую валюту, а Россия не ставит преград для хождения рубля. Взять чужую валюту и сделать ее своим национальным средством платежа может любое не очень большое государство. Есть страны, которые в качестве национальной валюты используют американский доллар, некоторые территории бывшей Югославии использовали евро, хотя не входили в зону евро.
Теоретически когда кто-то использует вашу валюту — это полезно для вас. Ведь он эти денежные знаки не ворует, а получает в обмен на какие-то услуги и материальные блага. Если вы отдаете всего лишь бумажки в обмен на реальные ценности — это вам выгодно. Когда США распространяют доллары во многих странах, в Америке уверены, что получают реальные ценности не в кредит, а просто за свою валюту, и значит — никому ничего не должны. Они просто получают подарок вместо кредита, за который потом пришлось бы отвечать и расплачиваться.
Наводнять своей валютой опасно очень крупные страны. Когда-то де Голль собрал все доллары во Франции и предъявил их США. Малая страна, к числу которых относится и ЛНР, такого никогда не сделает, поэтому риск минимален. Но с учетом того, насколько малы товарные и денежные объемы в ЛНР, и выгода для России будет настолько микроскопической, что ее трудно разглядеть. Она такой останется и в случае, если решение перейти на рубль по примеру ЛНР примут и в ДНР.
- А политические риски для России существуют? Не воспримут ли переход ЛНР на рубли как шаг к присоединению этой республики к РФ?
— Риска я не вижу и не могу себе представить претензий к России на этот счет. Нам не нужно давать разрешения кому-то использовать свой рубль. Луганская республика сама так решила. Кто хочет брать рубль, тот его и берет, и поступает с ним так, как сочтет нужным. К примеру, приехал в Москву торговец виноградом, продал свой товар за рубли. А потом оказалось, что он живет в другой стране. Он вернулся домой с рублями и начал рассчитываться им с теми из соседей, кто не возражает против этого. Ни к нему, ни к соседям, ни к российскому Центробанку ни у кого не может быть претензий.
Автор: Михаил Зубов
Источник