Когда нефть утопит рубль?
рисунок: Алексей Меринов
Рынок – это не только цифры, это психология, потому что первую скрипку на рынке играют ожидания. А ничего хорошего ни рубль, ни российскую экономику в целом не ждет.
В основе всего сегодня, как и вчера, как 10, 20, 30 лет назад, нефть и ее котировки. Для великой страны, которая к тому же мучается фантомными болями по утраченному статусу сверхдержавы, – это стыдно, для остального мира — опасно, потому что раз нам плохо, значит, виноваты враги.
17 августа, в 17-ую годовщину дефолта и последовавшего краха рубля, министр экономического развития (название ведомства сегодня звучит особенно издевательски) Алексей Улюкаев порадовал, объявив, что цена нефти находится на самом низком уровне. В тот день она колебалась на уровне $48-49 за баррель. Улюкаев напомнил, что при цене в $50 (базовый прогноз Минэкономразвития на 2015 год), за американскую валюту будут давать 60-61 рубль. 17 августа доллар стоил 65,31 рубля, евро — 72,44.
Прошло каких-то 4 дня, а словесные интервенции министра уже ничего не стоят. Нефть вчера (речь идет о марке Brent) стоила $46,57, пока она дешевеет быстрее, чем рубль. Надолго ли? Центр макроэкономических исследований Сбербанка предупредил, что в декабре валютный рынок ждут еще большие потрясения, рубль будет обесцениваться быстрее, чем это следовало бы из динамики нефтяных котировок. Но скорее всего опережение случится раньше.
А чего ждет ЦБ? 19 августа он опубликовал любопытное исследование, в котором выступил как нефтяник. «Произошел своего рода переход от одного равновесия на рынке нефти (со средними ценами на нефть выше $100-110 за баррель) к другому (со средними ценами на нефть на 40-50% ниже). Остаточные процессы этого перехода мы наблюдаем до сих пор. Рынок еще не до конца освоился с пониманием основных параметров нового равновесия, поэтому наблюдаются значительные колебания цен на нефть вокруг нового равновесия. То есть в отличие от прошлого года в этом году мы имеем дело с колебаниями, а не трендом», — комментирует ЦБ.
На Неглинке согласны с Улюкаевым: рынок уже перешел к «новому равновесию». Как писал классик: для вареного рака все худшее уже позади. Но, увы, наша экономика не рак. Хуже ей будет.
Даже если согласиться с тем, что рынок нефти на новом равновесии, то возникает вопрос: а как долго это равновесие продлится? Вчера Дэвид Коток из Cumberland Advisors заявил CNN: «Нефть легко может упасть до 15-20 долларов за баррель». Рыночные аналитики, зная психологию, любят возвращаться к цифрам, которые уже сверкали, поэтому гораздо чаще в прогнозах говорится о $30-32 за баррель – столько нефть стоила на пике кризиса 2008 года. О тех же $30 говорил и Нурсултан Назарбаев, комментируя девальвацию тенге.
Что может столкнуть нефть с ее сегодняшнего условного равновесия? Ни Коток, ни Назарбаев об этом не говорили, но тараном выступит Иран. Всемирный банк прогнозирует: дополнительные поставки нефти из Ирана могут в 2016 году снизить цену нефти на 10%. Иранские танкеры уже полны, они ждут команды.
Конечно, рынок будет отыгрывать пике цен заранее, но от этого лучше не становится. Впереди обрыв. И он будет еще круче, если именно в конце 2015 или в самом начале 2016 года ФРС США, наконец, поднимет ставку. Для России сочетание старта иранских танкеров на пути в европейские порты с новой денежной политикой США – худший сценарий.
Падение нефтяных цен получит двойное ускорение: новое иранское предложение нефти, а оно будет только расти, и еще быстрее дорожающий доллар, общепринятая страховка от которого – давление на нефть, снижение ее цены.
Вот тогда $15-20 за баррель перестают быть отвлеченной страшилкой.
То ли еще будет.
Автор: Николай Вардуль, главный редактор «Финансовой газеты»
Источник