30 июня, по прикидкам политиков Европейского Союза, Верховная Рада должна была сделать решительный шаг в направлении демократии: проголосовать за одобренные на днях Венецианской комиссией изменения к ныне действующей Конституции Украины. 1 июня было анонсировано появление в парламенте главы государства – с презентацией этого самого нового раздела Основного Закона, вводящего децентрализацию. И в первом, и во втором случаях произошел фальстарт. В среду Порошенко в Раду не пришел и новые пункты Конституции не озвучил. Не будет его в Парламенте и в четверг: в этот день он намерен слетать в Львовскую область. Так что децентрализация опять откладывается.
фото: Наталия Губернаторова
Три месяца понадобилось лучшим юристам Украины, чтобы решить, как должна выглядеть децентрализация власти по-украински. Как уже сообщал «МК», народные депутаты (их насчитывается в теперешней Раде 422 – вместо положенных 450) в процессе практически не участвовали. Их чаяния, по идее, должен был воплощать в тексте документа спикер ВР Владимир Гройсман. Он же – глава Конституционной комиссии.
Как и ожидалось, самым дискуссионным фрагментом раздела, вводимого в Конституцию, стал особый статус для оккупированного Донбасса.
О том, что в Донецке и Луганске будет особое самоуправление, планируют записать в переходных положениях Основного закона. «В работу конституционников вмешивались сотрудники Администрации Президента, члены Венецианской комиссии. Представители последней лично участвовали в заседаниях. Особый статус Донбасса появился в предложениях комиссии в последний момент и не без давления России», — рассказал председатель совета Лаборатории законодательных инициатив, член Конституционной комиссии Игорь Когут.
Изменения в Конституцию также предусматривают, что должности губеранторов будут упразднены. Вместо них появятся префекты, которые будут контролировать и координировать работу органов местного самоуправления, а также обеспечивать выполнение государственных программ.
Если же местные власти, по мнению префекта, будет действовать незаконно, президент сможет ее распустить. Назначать и увольнять префектов президент Украины будет по представлению Кабмина. Распускать же местные органы глава государства сможет только после разрешения Конституционного Суда.
Как уточняет эксперт-конституционалист Юрий Ганущак, президент может распустить местный совет не потому, что тот будет действовать незаконно, а в случае принятия депутатами этого совета акта, подрывающего суверенитет Украины. Причем столь радикальное решение Петр Порошенко вправе принять и без представления от префекта.
Возможно, затягивание с внесением в повестку дня текущей пленарной недели Рады связано с нежеланием президента Украины «нарваться» на предсказуемую острую критику парламентских «ястребов». Которым любой мало-мальски доброжелательный жест в сторону ЛНР/ДНР видится «изменой Родине» и «предательством по отношению к Небесной Сотне», то есть неуважением к памяти погибших прошлой зимой активистов так называемого Евромайдана.
Одним из таких крайне воинственных политиков считается командир полка Национальной гвардии «Азов» Андрей Билецкий – в прошлом руководитель ультраправых Социал-национальной ассамблеи и «Патриота Украины» (обе организации в прошлом году влились в состав запрещенного на территории РФ «экстремистского «Правого сектора»). Билецкий, занимающий пост заместителя главы комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, во вторник обвинил президента Украины Петра Порошенко в якобы присущей тому бизнес-заинтересованности в прекращении войны на Донбассе на условиях лидера РФ Владимира Путина. «Их план прост. Они хотят отдать ровно столько, сколько будет нужно Владимиру Владимировичу: 6, 8, 10 областей. Но иметь возможность абсолютно полностью доить и эксплуатировать все остальные области и бизнесы», — сказал он во время вчерашнего выступления перед своими единомышленниками в Харькове.
Именно по этой причине официальный Киев действует исходя из тезисов, которые ему формируют Запад и РФ, предположил Билецкий. «Поэтому наша власть очень хорошо слышит сигналы о перемирии, капитуляции из Москвы, Брюсселя и Вашингтона. Поэтому наша власть так сильно к ним отзывчива. Поэтому наша власть оставляет сейчас солдат без артиллерийской поддержки, без тяжелого вооружения, поясняя это «соблюдением Минских договоренностей».
Накануне отбытия во Львов Петр Порошенко счел нужным высказаться относительно двух важных позиций обновляемой Конституции. «Уверен: использование центральной властью права роспуска органа власти местной не будут частыми случаями, а правительство и президент не будут иметь для этого оснований», — написал в Twitter глава государства. Второй тезис президента – «Проект изменений к Конституции допускает возможность специфического самоуправления в некоторых территориальных единицах. Однако он не определяет особый статус Донбасса, посему подобные слухи – от лукавого. Проблема аннексии Крыма будет решена дипломатическими усилиями. Автономный статус Крыма и Севастополя будет сохранен».
Петр Порошенко осудил и гуляющие внутри Украины инсинуации насчет «навязанных извне» пунктов/положений «децентрализационного» раздела Основного Закона: «Представителям политических сил и экспертам Конституционной комиссии никто ничего навязать не может!».
Автор: Олег БазакИсточник